Анатолий Ухандеев: «Нельзя больше терпеть это позорище!»

В эру цифровых технологий электронные и аудио-книги прочно вошли в жизнь современного человека. Но все еще есть те, для кого важно осязать книгу, ощутить ее запах, насладиться шелестом страниц под пальцами, часами разглядывать иллюстрации. Анатолий Ухандеев – именно из таких, и свою любовь к книгам он старается привить подрастающему поколению. Именно для них он открыл книжный магазин «Иначе говоря». Здесь каждая книга представлена практически в единственном экземпляре и стоит к покупателю обложкой, чтобы юный читатель смог выбрать что-то свое. Этот книжный магазин – не стартап, цель которого заработать миллионы. Это история семейно-дружеского подряда, который любит книги и хочет своей любовью поделиться.

– Идея открыть свой книжный зрела давно, но все это были просто разговоры. А тут я поехал на Nonfiction – это самая крутая на данный момент книжная ярмарка в Москве, проходит каждый год. К ней обычно очень готовятся, стараются придержать новинки. Ярмарка меня очень впечатлила, хотелось скупить все, много чего у нас просто не найти либо найти в сетевых магазинах, но за большие деньги. Но самый большой шок ждал меня на третьем этаже, где были представлены детские издательства.

– Почему же?

– Я подошел к издательству «Поляндрия» (у нас в магазине оно, кстати, увы до сих пор не представлено). У них достаточно дорогие книги, на 200-300 р выше средней цены. Так вот, я смотрю на них и думаю: «Почему я эти книги не видел?!» Там такие обложки! Такая бумага! Причем у «Поландрии» все книги такие! Я купил там книгу сыну, а мне издатель показывает все новые и новые. Я говорю: «Подождите! Дайте в себя прийти!» Спустился на второй этаж, посмотрел на уродливые взрослые книги, отдохнул и снова вернулся к детской литературе. Тогда-то я понял, что больше терпеть это позорище, которое есть у нас в магазинах, нельзя! По сути, чем я рискую? Если что, у меня останется самая крутая детская литература.

– Рисковали деньгами?

– Мы начинали с нулевым капиталом. Можно сказать, придумали правильную схему – объявили совместную закупку. По сути, в нас инвестировали наши друзья и ближайший круг. Мы уже знали, что они готовы. Собрать денег на закупку не так сложно. Например, у того же «Самоката» заказать книги напрямую – не проблема, мы им не просто интересны, мы – маленькие книжные, можно сказать, главные покупатели. Хотя, безусловно, их книги представлены везде, но они поддерживают мелкие магазины. Потому нам без разговоров предоставили самую большую скидку.

– Все издательства столь лояльны к вам?

– Нет, многие небольшие издательства просто не могут позволить себе это, а кому-то мы просто не столь интересны. Наша закупка штучная, у нас практически нет товарного запаса, в среднем на полках представлено 140-150 наименований, сильно больше не будет никогда, иначе мы превратимся в тот же «Читай – город», в котором сложно найти что-то стоящее из-за огромного ассортимента. Это фишка, не купил ты сегодня, значит придется заказывать и ждать.  Здесь книги, которые нравятся лично мне.

– Понимаю, о чем вы, но согласитесь, сейчас очень многие предпочитают заказывать книги онлайн как минимум из соображений экономии, а вы открываете офлайн магазин с не самой бюджетной литературой.

– Очевидно, вы говорите о «Лабиринте». Да, цены у них, пожалуй, самые низкие, однако и выбрать что-то очень сложно. Произведение не потрогаешь, не полистаешь, да и ребенок не может просто прийти и выбрать то, что ему понравилось. В итоге мы поняли, что оказываем людям услугу и берем за это деньги. Надо сказать, цены у нас для той литературы, которую мы предлагаем, очень бюджетные.

– Россиян называют одной из самых читающих наций. На примере даже своего магазина вы это ощущаете?

– Ох, россиян так называют только сами россияне. На самом деле, мы не входим даже в десятку. Угадайте, кто на первом месте? Правильно, США. Второе – за Китаем, где только за последний год прирост книжного рынка составил 30%, это цифра просто немыслимая. У нас, увы, процент читающих людей все падает и падает. Да и заниматься писательством в нашей стране – дело неблагодарное. Жить на гонорары с этой деятельности из всех авторов у нас могут человек 200 всего, типа Лукъяненко, Донцовой или Пелевина. Ну вот сколько, по-вашему, получает среднестатистический автор?

– Сколько?

– Возьмем вот для примера Игоря Шевчука, который написал очень хорошие стихи. Тираж его книги – 3000 экземпляров, писатель получает в лучшем случае примерно 10-18% с каждого проданного, это называется роялти. Издательская цена книги в районе 200 рублей. Итого, при хороших продажах, за книгу свою он получит где-то 60000 рублей.

–  Всего?

–  Да, а те, кто за счет писательства живут, часто берут не качеством, а количеством, как та же Донцова, например. Так что, увы, книжный рынок у нас находится в довольно плачевном состоянии и писательство дело неблагодарное.

–  Но вы все-таки открыли магазин, причем детской литературы. Почему именно такое направление было выбрано?

– Потому что это единственный сектор книжного рынка, который растет. В Челнах за прошлый год родились 7000 детей, что они будут читать через два-три года? Нужно, как минимум, 7000 хороших книг.

– Вы намерены эту потребность закрыть? Каковы ваши цели на ближайшие пару лет?

– Это не стартап, у нас нет цели заработать миллионы. Это, скорее, семейно-дружеский подряд, у нас и штата как такового нет, мы работаем здесь втроем – я, моя супруга и друг семьи. Если бы мы это делали ради денег, то магазин стоило бы открывать в торговом центре и пытаться создать что-то типа «Читай города» или «Книга +», но тогда потеряется индивидуальность. К нам приходит именно наш покупатель и находит то, что не найти в других магазинах. И это здорово.

Последние новости