Курсы валют (24.01.2019):
$66.5499+0.219 75.5541-0.03
Погода в Набережных Челнах:
Пасмурно Пасмурно Снег
-19° -16° -13°
День
24 января
Вечер
24 января
Ночь
25 января
Архив выпусков
Сегодня в новостях:
24 января в 14:01
В исполкоме Челнов обсудили вопрос утилизации твердых бытовых отходов
В исполкоме Челнов обсудили вопрос утилизации твердых бытовых отходов

Вопрос переработки и сортировки твердых бытовых отходов поднял сегодня депутат Городского Совета Николай Атласов на очередной сессии. Он предложил сократить практику полигонного захоронения и ввести раздельный сбор мусора.

24 января в 11:07
В Татарстане обучают грамотному ведению предпринимательской деятельности
В Татарстане обучают грамотному ведению предпринимательской деятельности

Бесплатная программа развития своего дела «Бизнес класс» разработана компанией Google и Сбербанком. Пятимесячный курс рассчитан на начинающих и уже работающих предпринимателей.

24 января в 09:15
В 2018 году в Татарстане объем закупок малого бизнеса составил 16 млрд рублей
В 2018 году в Татарстане объем закупок малого бизнеса составил 16 млрд рублей

Экономия бюджетных средств по результатам заключенных контрактов составила 1,17 млрд рублей.

24 января в 09:07
В Набережных Челнах объявлена конкурсная выставка «Художник года-2018»
В Набережных Челнах объявлена конкурсная выставка «Художник года-2018»

В конкурсе могут принять участие профессиональные художники и художники, работающие в любом виде изобразительного искусства.

24 января в 08:55
В Челнах на остановке «Пединститут» отключен светофор
В Челнах на остановке «Пединститут» отключен светофор

В данный момент выясняется причина поломки. При движении жителей города просят руководствоваться дорожными знаками приоритета.

24 января в 08:47
Население России сократилось в 2018 году впервые за 10 лет
Население России сократилось в 2018 году впервые за 10 лет

За 2018 г. население России сократилось на 86 688 человек. Сейчас из почти 146,8 млн россиян 109,45 млн живут в городах, 37,34 млн – в сельской местности.

24 января в 08:33
Российский рынок нелегальных займов вырос на 15%
Российский рынок нелегальных займов вырос на 15%

Эксперты ожидают рост спроса на услуги нелегальных кредиторов в 2019 г. из-за ужесточения регуляторного законодательства, например, из-за новых ограничений максимального размера переплаты по займам.

23 января в 12:45
В РТ принимаются заявки на конкурс «Социальный предприниматель»
В РТ принимаются заявки на конкурс «Социальный предприниматель»

Заявки принимаются до 1 марта текущего года. Победитель получит до 40 млн рублей для развития действующего бизнеса и 2 млн рублей для начинающего.

23 января в 09:36
В Челнах пройдет фестиваль “Про семью”
В Челнах пройдет фестиваль “Про семью”

27 января в 11:00 в молодежном центре «Орион» начнет свою работу городской фестиваль «Про семью»

23 января в 09:27
Статус резидента ТОСЭР «Набережные Челны» получили шесть компаний
Статус резидента ТОСЭР «Набережные Челны» получили шесть компаний

Один из них- «Завод по производству запасных частей к грузовым автомобилям», который будет производить шкворни для китайских грузовых автомобилей и создаст 50 рабочих мест.


Все новости On-Line

Новости

выпуск №3 от 23 января, 2019г.
24 января 2019г. 14:09

Комментарии посетителей






Выпуск №11 (489) от 15 марта 2006 г.

БЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ: СЕЛО НА КАМЕ

БЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ: СЕЛО НА КАМЕ

В предыдущих материалах исторической рубрики «Челны несколько веков назад» мы рассказали об истории сел Орловка и Красные Челны. Сегодняшний наш рассказ о Бережных Челнах, которые сначала назывались деревней Бережной, затем Набережной Слободой, позже Бережными Челными, а затем Набережными Челнами. Это село располагалось на месте нынешней улицы Центральная.
Точной даты основания этого села нет, но известно, что возникло оно почти одновременно с Чалнинским починком (Красные Челны), который ведет отсчет с 1626 года. Как известно, Челнинский починок основала община елабужских крестьян. Некоторые обстоятельства, на которые обращали внимание краеведы XIX века, позволяют предположить, что прародиной первых челнинских жителей был Великий Новгород.
После падения Казанского ханства ханские земли вдоль больших рек стали дворцовыми, и селиться на них разрешалось лишь православным. Это объясняет, почему вдоль Камы не было татарских поселений. Они располагались поодаль. Соседями русских жителей деревень Челнинского починка были татары, жившие в Купырли, Шукрали, Мелекесе. В деревне Шемелиной на реке Шильне жили чуваши и черемисы.
Перепись 1647 года гласит, что в деревне Бережной Челнинского починка имелось 100 дворов. В середине XVII века крестьяне Набережной слободы – к тому времени деревня стала называться так – занимались, в основном, хлебопашеством, держали скот. Однако Набережная Слобода с самого начала отличалась тем, что по сравнению с другими селениями в ней были гораздо более развиты различные промыслы. Занятия жителей слободы были тесно связаны с Камой. Это видно и по фамилиям (прозвищам) жителей слободы: Гришка Борода Рыболов, Екимка Перевозщик, Васка Рыболов.
Участок Нижней Камы был удобен для судоходства. Ширина реки здесь колебалась от 200 до 500 сажен1, глубина местами достигала 60 футов2 и более. Определенные затруднения доставляли мели и перекаты, но все они были известны судоводителям, глубины промеряны и обозначены, поэтому опытным и внимательным капитанам никакого серьезного препятствия не представляли.
Движение судов по Каме стало особенно интенсивным во второй половине XVIII века, это было связано с началом активной разработки природных богатств Урала и Приуралья. Река выполняла роль своеобразного стержня, вокруг которого происходило экономическое развитие всего региона. Не случайно в словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось: «Можно утвердительно сказать, что Урал со своими богатыми горными промыслами достиг нынешнего цветущего состояния только благодаря Каме и ее многочисленным притокам...»
В навигацию 1812 года с Урала через низовья Камы вверх и вниз по Волге было перевезено более 5 млн. пудов3 различных грузов: железа, чугуна, стали, меди, чугунных пушек, ядер, гвоздей, проволоки, ружей, медных монет. Важное значение для всей страны имела и транспортировка соли. На казенных и частных промыслах, располагавшихся в основном в Пермской губернии, ежегодно вываривалось около 5 млн. пудов соли. Большое место в речном грузопотоке занимал и хлеб.
Бурный рост объемов перевозок стал причиной увеличения количества речных судов и их усовершенствования. В основном тогда были распространены деревянные и плоскодонные суда. Многие из них строились в расчете на одну навигацию и по прибытии в пункт назначения продавались на дрова. Транспортировать их обратно было невыгодно.
К началу XIX века наиболее распространенными судами на Каме стали расшивы, барки, полубарки, дощаники и лодки. Расшивы поднимали до 20 тысяч пудов груза, срок их службы составлял 5-8 лет. Барки могли принять на борт до 45 тыс. пудов. Способы передвижения судов были довольно примитивными. В основе лежал тяжелый ручной труд, суда тянули ватаги бурлаков с помощью бечевы. Подсобное значение имели паруса и весла. Скорость передвижения судов при бурлацкой тяге составляла около одной версты4 в час. Челнинские жители нередко нанимались матросами, служащими на пристань, работали бурлаками.
В начале XIX века на Каме появились конномашинные суда – их тянули по берегу лошади. Но настоящая революция в развитии водного транспорта произошла с появлением и развитием пароходства. В 1815 году на Неве был испытан пароход Карла Берда. В сентябре 1817 года первые пароходы появились на Каме.
Развитие пароходства способствовало появлению и развитию Челнинской пристани, а через нее – повышению торгово-экономического значения самих Бережных Челнов. Точная дата основания пристани неизвестна: в 1800 году в описании Мензелинского уезда пристань еще не упоминается, а в документе, датированном 1842 годом, Челнинскую пристань называют уже в качестве одной из крупнейших на Нижней Каме. В 1858 году, например, с Челнинской пристани было отправлено в волжские города до 450 тысяч четвертей5 хлеба.
К началу ХХ века село Бережные Челны выглядело почти как город. Это отмечали многие путешественники. Приятное воспоминание о Бережных Челнах сохранилось у Немировича-Данченко: «Челны совсем городком смотрят. Постройки на широкую ногу; дома деревянные и каменные, в два этажа построены; улицы прямые, широкие. Сараи тоже чудесные – просторные; видимо, выводили, не жалея камня и дерева. Самые лучшие лабазы у удела...» Двухэтажными домами была застроена улица Дворянская (нынешняя Центральная). Эти дома были, как правило, однотипные – двухэтажные, полукаменные. Первый этаж был сложен из камня, и там размещались лавки или иные производственные заведения. Второй этаж – деревянный – занимали жилые комнаты хозяев. При каждом имелся обширный хозяйственный двор с постройками.
В селе имелись больница, несколько школ, церковь, казначейство, почтово-телеграфная контора. Приезжие размещались на постоялых дворах. Плата за услуги там была весьма умеренная: с человека в сутки – 5 копеек. Для передвижения внутри села и до ближайших деревень можно было нанять извозчика. С версты за лошадь брали 4 копеейки. Без извозчиков не могли обойтись те, кто прибывал на Челнинскую пристань. Добираться от нее до села было довольно далеко, тем более с багажом. С извозчиками возникали те же проблемы, что и с нынешним такси. Если пароход опоздал или погода ненастная, или время уборки урожая – извозчика было не дождаться. Приходилось приезжим идти пешком или ночевать на пристани. На это, видимо, поступало немало жалоб. Уездные власти пытались решить проблему: организовать очередность движения извозчиков к каждому прибывающему пассажирскому пароходу.
Судя по всему, чаще всего к Челнинской пристани причаливали пароходы, совершавшие рейсы между Казанью и Уфой. Пароходство Д. Якимова, например, совершало эти рейсы три раза в неделю. А по Каме тогда ходили суда разных пароходств. Это путешествие продолжалось около трех суток. Однако стремление путешествовать или просто съездить в гости в народной среде еще не приняло массового характера. У большинства людей в XIX веке вся жизнь протекала в родном селении.

Зульфия СУЛТАНОВА,
по монографии кандидата исторических наук, доцента КГИЭА (КАМПИ) Владимира ЕРМАКОВА «Крестьянство Восточного Закамья».


На снимке: Причал на Каме

Фото из архива Музея истории города
Оцените материал:
  • Понравился: 0
  • Не понравился: 0
Для этой записи комментирование недоступно.