Курсы валют (16.11.2018):
$67.9975+0.4737 76.7556+0.663
Погода в Набережных Челнах:
Малооблачно Облачно Ясно
-6° -5° -2°
Ночь
16 ноября
Утро
16 ноября
День
16 ноября
Архив выпусков
Сегодня в новостях:
15 ноября в 14:25
В России уменьшилось число курящих людей
В России уменьшилось число курящих людей

Сегодня в России отмечают день отказа от курения.

15 ноября в 14:20
Татарстан в рейтинге лучших культурных регионов страны
Татарстан в рейтинге лучших культурных регионов страны

Татарстан вошел в топ-10 регионов-лидеров по темпам развития культуры.

15 ноября в 14:16
В Челнах выросла смертность и сократилась рождаемость
В Челнах выросла смертность и сократилась рождаемость

За 10 месяцев 2018 года челнинский загс зарегистрировал 6062 рождения младенцев, что на 79 меньше, чем за тот же период 2017 года.

15 ноября в 11:47
Из-за снижения заказа офисные работники “КАМАЗа” получат 2/3 от зарплаты за дни простоя
Из-за снижения заказа офисные работники “КАМАЗа” получат 2/3 от зарплаты за дни простоя

Руководством «КАМАЗа» подписан документ о графике работы компании на ближайшее время.  Пятницы 16 и 23 ноября 2018 года будут днями простоя.

15 ноября в 11:17
В новом детском саду в 35 к-се Челнов появится шесть ясельных групп
В новом детском саду в 35 к-се Челнов появится шесть ясельных групп

Строительство стоимостью 194 млн рублей ведет компания «Евростиль». Известно, что в новом дошкольном учреждении появится шесть ясельных групп для 120 детей.

15 ноября в 09:47
Татарстанцы хранят в банках вклады на сумму 561 млрд рублей
Татарстанцы хранят в банках вклады на сумму 561 млрд рублей

С начала года банки Татарстана привлекли 1 трлн рублей. При этом половину суммы составляют вклады жителей. Их объем за год увеличился на 10,3% – до 561 млрд рублей.

15 ноября в 09:40
В Татарстане плата за вывоз мусора может вырасти в два раза
В Татарстане плата за вывоз мусора может вырасти в два раза

Тарифы на вывоз и утилизацию мусора и твердых бытовых отходов в республике могут увеличиться в два раза уже с 2019 года.

15 ноября в 09:17
Челны вошли в топ-3 городов России с лучшими дорогами
Челны вошли в топ-3 городов России с лучшими дорогами

Эксперты проводили опрос с 25 октября по 12 ноября текущего года, в нем участвовали жители 37 городов России с населением более 50 тыс. человек.

15 ноября в 07:58
Челнинка установила рекорд Татарстана на соревнованиях по плаванию
Челнинка установила рекорд Татарстана на соревнованиях по плаванию

Восемь челнинских спортсменов выступили в составе сборной команды республики Татарстан на чемпионате России по плаванию и показали хорошие результаты.

15 ноября в 07:49
В Челнах открыли две новые спортивные площадки
В Челнах открыли две новые спортивные площадки

14 ноября открылись футбольные площадки в школах №13 и №44. На торжественном открытии спортивных площадок побывал мэр города Наиль Магдеев.


Все новости On-Line

Новости

выпуск №45 от 14 ноября, 2018г.
16 ноября 2018г. 04:41

Комментарии посетителей






Выпуск №11 (489) от 15 марта 2006 г.

БЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ: СЕЛО НА КАМЕ

БЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ: СЕЛО НА КАМЕ

В предыдущих материалах исторической рубрики «Челны несколько веков назад» мы рассказали об истории сел Орловка и Красные Челны. Сегодняшний наш рассказ о Бережных Челнах, которые сначала назывались деревней Бережной, затем Набережной Слободой, позже Бережными Челными, а затем Набережными Челнами. Это село располагалось на месте нынешней улицы Центральная.
Точной даты основания этого села нет, но известно, что возникло оно почти одновременно с Чалнинским починком (Красные Челны), который ведет отсчет с 1626 года. Как известно, Челнинский починок основала община елабужских крестьян. Некоторые обстоятельства, на которые обращали внимание краеведы XIX века, позволяют предположить, что прародиной первых челнинских жителей был Великий Новгород.
После падения Казанского ханства ханские земли вдоль больших рек стали дворцовыми, и селиться на них разрешалось лишь православным. Это объясняет, почему вдоль Камы не было татарских поселений. Они располагались поодаль. Соседями русских жителей деревень Челнинского починка были татары, жившие в Купырли, Шукрали, Мелекесе. В деревне Шемелиной на реке Шильне жили чуваши и черемисы.
Перепись 1647 года гласит, что в деревне Бережной Челнинского починка имелось 100 дворов. В середине XVII века крестьяне Набережной слободы – к тому времени деревня стала называться так – занимались, в основном, хлебопашеством, держали скот. Однако Набережная Слобода с самого начала отличалась тем, что по сравнению с другими селениями в ней были гораздо более развиты различные промыслы. Занятия жителей слободы были тесно связаны с Камой. Это видно и по фамилиям (прозвищам) жителей слободы: Гришка Борода Рыболов, Екимка Перевозщик, Васка Рыболов.
Участок Нижней Камы был удобен для судоходства. Ширина реки здесь колебалась от 200 до 500 сажен1, глубина местами достигала 60 футов2 и более. Определенные затруднения доставляли мели и перекаты, но все они были известны судоводителям, глубины промеряны и обозначены, поэтому опытным и внимательным капитанам никакого серьезного препятствия не представляли.
Движение судов по Каме стало особенно интенсивным во второй половине XVIII века, это было связано с началом активной разработки природных богатств Урала и Приуралья. Река выполняла роль своеобразного стержня, вокруг которого происходило экономическое развитие всего региона. Не случайно в словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось: «Можно утвердительно сказать, что Урал со своими богатыми горными промыслами достиг нынешнего цветущего состояния только благодаря Каме и ее многочисленным притокам...»
В навигацию 1812 года с Урала через низовья Камы вверх и вниз по Волге было перевезено более 5 млн. пудов3 различных грузов: железа, чугуна, стали, меди, чугунных пушек, ядер, гвоздей, проволоки, ружей, медных монет. Важное значение для всей страны имела и транспортировка соли. На казенных и частных промыслах, располагавшихся в основном в Пермской губернии, ежегодно вываривалось около 5 млн. пудов соли. Большое место в речном грузопотоке занимал и хлеб.
Бурный рост объемов перевозок стал причиной увеличения количества речных судов и их усовершенствования. В основном тогда были распространены деревянные и плоскодонные суда. Многие из них строились в расчете на одну навигацию и по прибытии в пункт назначения продавались на дрова. Транспортировать их обратно было невыгодно.
К началу XIX века наиболее распространенными судами на Каме стали расшивы, барки, полубарки, дощаники и лодки. Расшивы поднимали до 20 тысяч пудов груза, срок их службы составлял 5-8 лет. Барки могли принять на борт до 45 тыс. пудов. Способы передвижения судов были довольно примитивными. В основе лежал тяжелый ручной труд, суда тянули ватаги бурлаков с помощью бечевы. Подсобное значение имели паруса и весла. Скорость передвижения судов при бурлацкой тяге составляла около одной версты4 в час. Челнинские жители нередко нанимались матросами, служащими на пристань, работали бурлаками.
В начале XIX века на Каме появились конномашинные суда – их тянули по берегу лошади. Но настоящая революция в развитии водного транспорта произошла с появлением и развитием пароходства. В 1815 году на Неве был испытан пароход Карла Берда. В сентябре 1817 года первые пароходы появились на Каме.
Развитие пароходства способствовало появлению и развитию Челнинской пристани, а через нее – повышению торгово-экономического значения самих Бережных Челнов. Точная дата основания пристани неизвестна: в 1800 году в описании Мензелинского уезда пристань еще не упоминается, а в документе, датированном 1842 годом, Челнинскую пристань называют уже в качестве одной из крупнейших на Нижней Каме. В 1858 году, например, с Челнинской пристани было отправлено в волжские города до 450 тысяч четвертей5 хлеба.
К началу ХХ века село Бережные Челны выглядело почти как город. Это отмечали многие путешественники. Приятное воспоминание о Бережных Челнах сохранилось у Немировича-Данченко: «Челны совсем городком смотрят. Постройки на широкую ногу; дома деревянные и каменные, в два этажа построены; улицы прямые, широкие. Сараи тоже чудесные – просторные; видимо, выводили, не жалея камня и дерева. Самые лучшие лабазы у удела...» Двухэтажными домами была застроена улица Дворянская (нынешняя Центральная). Эти дома были, как правило, однотипные – двухэтажные, полукаменные. Первый этаж был сложен из камня, и там размещались лавки или иные производственные заведения. Второй этаж – деревянный – занимали жилые комнаты хозяев. При каждом имелся обширный хозяйственный двор с постройками.
В селе имелись больница, несколько школ, церковь, казначейство, почтово-телеграфная контора. Приезжие размещались на постоялых дворах. Плата за услуги там была весьма умеренная: с человека в сутки – 5 копеек. Для передвижения внутри села и до ближайших деревень можно было нанять извозчика. С версты за лошадь брали 4 копеейки. Без извозчиков не могли обойтись те, кто прибывал на Челнинскую пристань. Добираться от нее до села было довольно далеко, тем более с багажом. С извозчиками возникали те же проблемы, что и с нынешним такси. Если пароход опоздал или погода ненастная, или время уборки урожая – извозчика было не дождаться. Приходилось приезжим идти пешком или ночевать на пристани. На это, видимо, поступало немало жалоб. Уездные власти пытались решить проблему: организовать очередность движения извозчиков к каждому прибывающему пассажирскому пароходу.
Судя по всему, чаще всего к Челнинской пристани причаливали пароходы, совершавшие рейсы между Казанью и Уфой. Пароходство Д. Якимова, например, совершало эти рейсы три раза в неделю. А по Каме тогда ходили суда разных пароходств. Это путешествие продолжалось около трех суток. Однако стремление путешествовать или просто съездить в гости в народной среде еще не приняло массового характера. У большинства людей в XIX веке вся жизнь протекала в родном селении.

Зульфия СУЛТАНОВА,
по монографии кандидата исторических наук, доцента КГИЭА (КАМПИ) Владимира ЕРМАКОВА «Крестьянство Восточного Закамья».


На снимке: Причал на Каме

Фото из архива Музея истории города
Оцените материал:
  • Понравился: 0
  • Не понравился: 0
Для этой записи комментирование недоступно.