ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА КАМЕ

В истории многих стран были великие гражданские войны: Французская революция, Гражданская война в Северо-Американских Соединенных Штатах. Историю этих войн мы изучаем в школах, помним их героев — Марата, Робеспьера, Вашингтона… Событиям и выдающимся участникам гражданских войн стараются воссоздать и сохранить памятники. Была и у нас в России Гражданская война, после которой прошло уже 90 лет. Но, к сожалению, из-за политической конъюнктуры мы многое стараемся «забыть». Краевед Анатолий Дубровский считает, что такое забыть просто нельзя.

БНАЯ ЭПОПЕЯ
Исполнилось 90 лет событию из истории Набережных Челнов, которое имеет прямое отношение и к Гражданской войне в России 1918-1920 годов. В марте 1919 года, выполняя директиву из Москвы за подписью Ленина «обеспечить вывозку зерна из челнинского элеватора», местные власти вынуждены были предпринять экстраординарные меры. Хлеба на элеваторе было много, и за него развернулась жестокая борьба. Вывезти хлеб можно было только по Казанбургской железной дороге (так называлась Горьковская железная дорога), доставив его на крестьянских подводах на станцию Сюгинскую (Можгу). При этом нужно было преодолеть Каму по мартовскому льду, набухшему перед ледоходом. Чтобы вывезти почти 2 млн. пудов зерна, надо было собрать у элеватора 70-80 тысяч подвод (конный обоз длиной почти 300 км!). Участник тех событий
Я. Краснов вспоминает: «Трудность была еще и в том, что не хватало дворов в Челнах для лошадей и квартир для возчиков. Приходилось размещать их в ближайших селениях. Многие подводы стояли табором на Элеваторной горе в ожидании погрузки». А со стороны Мензелинска к Челнам рвались части белой армии. Оборону держал 40-й полк знаменитой Азинской 28-й дивизии, командовал которым В. И. Чуйков, будущий маршал, Герой Советского Союза, Герой обороны Сталинграда. Хлеб почти весь был вывезен, когда 19 апреля белые заняли Челны. В их руках оказались много судов, зимовавших в Затоне.

КАМСКИЕ ФЛОТИЛИИ ВЕДУТ БОЙ
В эти годы Нижнее Прикамье стало ареной ожесточенных боев. Особо примечательными являются этапы борьбы за камский хлеб. В. Ульянов-Ленин, определяя задачи борьбы, назвал главную задачу того времени — «Борьба за хлеб». Главная житница страны — юг был во власти контрреволюции и белого казачества. Спасти республику, Москву, Питер, воюющую армию от голода мог только хлеб с Камы. Значение нашей реки и приречных городов и сел для воющих сторон было настолько велико, что здесь в 1918-1919 годах действовали крупные военно-речные силы с обеих сторон. Командование Красной армии сформировало в Нижнем Новгороде Волжско-Камскую флотилию, командовать которой поручило Раскольникову (замнаркома Троцкого по морским делам), Маркину (работник наркомата иностранных дел), Кожанову (будущий адмирал Советского Союза; с марта 1921 года — командующий Балтийским флотом, позднее командовал Тихоокеанским и Черноморским флотами). На Каме, Вятке, Белой действовали 3 миноносца, по Мариинскому каналу переброшенные из Балтики, 20 канонерских лодок, плавбатарея, 16 сторожевых судов, авиадивизион из 10 самолетов и аэростата, по некоторым сведениям, была даже подводная лодка. Штаб белой армии в Перми тоже создал Камскую флотилию, командование которой поручил чешскому офицеру Старку, присвоив ему звание контр-адмирала. В составе Камской флотилии белых воевали офицеры английского экспедиционного корпуса с крейсеров «Йорк» и «Норфолк» Флота Его британского величества.
О боевых командирах Волжско-Камской флотилии напоминают названия челнинских улиц — имени Раскольникова, Маркина, Кожанова, Пирожкова (командир судна «Товарищ», обстрелянного белыми, но спасшего челнинских красногвардейцев, посадив судно на мель и ослепнув в бою).
Много боевых операций совершили флотилии на камских берегах. Хотелось бы рассказать о двух, которые особенно заинтересовали челнинских краеведов.

С ВИНТОВКОЙ
И КИНОКАМЕРОЙ

Чрезвычайному комиссару по связи всех фронтов Иннокентию Кожевникову было поручено создать экспедиционную бригаду из связистов и высадиться в Челнах для ведения партизанской войны в тылу колчаковцев. 500 красных бойцов на 3 пароходах ночью с 9 на 10 октября 1918 года подошли и высадились в Челнах. Бой был недолгим, белые бежали. Об этом событии была снята одна из немногих документальных кинолент того периода (хранится в киноархиве РФ, копия долгое время была в одной из челнинских школ) — сделал ее знаменитый в будущем кинооператор Э. Тиссэ. Он добровольно вступил в отряд Кожевникова. С момента высадки отряда в Челнах Тиссэ не расставался с винтовкой и кинокамерой, ходил в разведку, участвовал в боях, даже стал начальником штаба в отряде Кожевникова. После демобилизации — один из создателей советского художественного кинематографа (снял многие фильмы Эйзенштейна, в том числе «Броненосец Потемкин»).
18 октября кожевниковцы освободили от белых Мензелинск. Отряд маршем прошелся по колчаковским тылам, превратившись к концу своего рейда почти в 10-тысячную армию.

ПАМЯТЬ
О ГЕРОИЧЕСКОМ СУДНЕ

Героическая эпопея развернулась в районе Челнов — Елабуги. Комиссар Волжской флотилии, воевавшая в 1918 году на Каме, известная писательница Лариса Рейснер в своей книге «1918 год» напишет: «Чистополь, Елабуга, Челны, Сарапул — все эти местечки залиты кровью, скромные села вписаны в историю революции жгучими знаками». За неполных два года Закамье не один раз переходило из рук в руки воюющих сторон.
В истории Камской флотилии примечательна судьба канонерской лодки «Ваня-коммунист». По донесениям комфлота Раскольникова события выглядели следующим образом. Рано утром 29 сентября 1918 года некоторые суда флотилии, преследуя белогвардейские корабли, стали продвигаться вверх против течения. Первая стычка произошла у деревни Бережные Челны. С парохода «Товарищ» были обстреляны суда, стоявшие у челнинской пристани. Подоспевшее судно «Ваня» (старое название; революционные моряки называли его «Коммунист»: так родилось название «Ваня-коммунист») с участием других судов приняли бой, и, как сообщает Раскольников, в 8 часов «неприятель был выбит из Челнов», но, видимо, не совсем. В 10 часов суда флотилии вновь были обстрелены из Челнов пулеметным огнем.
А 1 октября 1918 года канонерская лодка «Ваня-коммунист» отправилась в разведку. В 4 километрах от Пьяного Бора судно попало под обстрел двух орудий белых, укрытых в штабелях дров на мысе Малиновском. «Ваня-коммунист» получило серьезное повреждение — на нем взорвался запас боеприпасов, и судно стало тонуть. Из команды спаслось 50 матросов, погибло 30 человек: среди погибших — помощник командующего флотилией Маркин. Воспоминания о гибели судна написал известный писатель-драматург В. Вишневский, служивший на «Ване-коммунисте» артиллерийским наводчиком» (но его на судне во время боя, как установил наш краевед С. Рынков, не было: в составе диверсионной группы он был на берегу). Свою поэму этому бою «Вани-коммуниста» посвятила известная поэтесса О. Берггольц. Известна картина художника-баталиста Грекова «Гибель судна «Ваня-коммунист».
Краеведы г. Набережные Челны провели некоторое исследование по дальнейшей судьбе «Вани-коммуниста» после Гражданской войны. Вот что пишет Ольга Берггольц:
лежал на дне четыре года,
Но, когда оправилась страна,
«Ваня-коммунист», слуга народа,
Поднят был торжественно со дна».

Судно отремонтировали и по железной дороге в разобранном виде доставили на Аральское море, где оно работало как буксирное судно. Краеведческое общество направило в августе 1988 года на Арал своего представителя Н. Худайкулова, преподавателя КамПИ. Было установлено, что в условиях пересыхающего Аральского моря-озера судно (носившее другое имя, но в судовых документах имелись записи о старых названиях «Ваня» и «Коммунист») было затоплено. Было установлено место затопления, но поднять судно, чтобы транспортировать его на Каму и установить здесь как памятник тем годам и событиям, краеведам не удалось. Было у канонерской лодки и судно-двойник: в годы Великой Отечественной под Сталинградом воевало боевое судно под таким же названием — «Ваня-коммунист».

КСТАТИ
Выше были названы городские улицы, которые в своих названиях несут память об участниках тех событий почти вековой давности. Но названы далеко не все. В микротопонимике города, как, вероятно, ни в каком другом городе, много названий улиц, связанных с Гражданской войной (из почти 300 микротопонимов 24 названы именами героев Гражданской вой-ны, воевавших в наших местах). Кроме названных выше, это имена Владимира Азина, Мулланура Вахитова, Всеволода Вишневского, Иннокентия Кожевникова, Василия Чуйкова, Шамиля Усманова. Но больше всего названий в память о местных деятелях эпохи Гражданской войны Минигарея Ахметшина, Николая Беспалова, Михаила Головина, Ивана Горбунова, Трофима Дажина, Александра Колядова, Семена Карманова, Петра Никитина, Николая Новикова, В. Д. Сидорова, С. А. Столярова.

На снимке: Канонерская лодка «Ваня-коммунист», командующий Волжско-Камской военной флотилией Федор Раскольников

Последние новости