ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЧЕЛНИНСКОГО ЭЛЕВАТОРА

Челнинский элеватор является единственным сохранившимся в городе памятником промышленной архитектуры. Его строителство было начато 90 лет назад. По истории его возведения можно судить об эпохе.

Сооружение элеваторов в России в конце XIX века было вызвано к жизни настоятельными потребностями внутренней и внешней торговли. Пользуясь своим монопольным положением на хлебном рынке, торговые скупщики вынуждали крестьян продавать свой хлеб по заниженным ценам, особенно в периоды распутицы и бездорожья. Качество крестьянского зерна оставляло желать лучшего: высокая влажность, большая засоренность. Эти проблемы усугублялись плохими условиями хранения хлеба, а также отсутствием правильной классификации зерна, невозможностью предварительного расчета с поставщиками. Хлеб поступал на рынок неравномерно. Элеваторы, где каждый торговец или сам производитель могли бы за известную плату хранить зерно, должны были несколько избавить хлебную торговлю от этих проблем и соединить в себе три основные операции: складирования зерна, его очистки и кредитной деятельности (возможность кредитоваться под залог зерна).
Мензелинское уездное земство начиная с 1887 года неоднократно обсуждало вопрос о строительстве элеватора емкостью в 1 млн. 300 тыс. пудов при Челнинской пристани. Однако собственных средств на осуществление столь дорогостоящего проекта у земства не оказалось. Неоднократные обращения за ссудой в центральные органы власти закончились неудачей. Ситуация кардинально изменилась, когда к обсуждению и решению вопроса о строительстве элеваторов в России в 1910 году активно подключили Государственный банк. В его структуре был создан отдел зернохранилищ.
Элеваторы предполагалось строить преимущественно на железнодорожных станциях и при пристанях, являвшихся крупными центрами хлебной торговли. Страна была разделена на районы согласно имевшимся отделениям Госбанка. Строительство Набережночелнинского элеватора было отнесено к ведению Симбирско-Пензенского района. Элеватор при пристани Набережные Челны вошел в программу первоочередного строительства. Его емкость была определена в 2 млн. пудов, а приемная способность — в 8 тыс. пудов ржи в час. Смета на строительство в размере 1580700 руб. была утверждена на заседании Совета Госбанка 20 ноября 1914 года.
Однако работы по строительству элеватора начались задолго до утверждения сметы. В Записке «О приобретении локомобиля для силовой станции элеватора на пристани Набережные Челны», направленной в Комитет по делам зернохранилищ к заседанию 27 февраля 1914 года, сообщалось, что «работы по сооружению элеватора на пристани Набережные Челны предполагается начать весной текущего года…» К весне 1914 года был решен вопрос о приобретении участка земли. Тогда же начались работы по выемке котлована под главное здание. Руководителем строительства был назначен старший техник В. Флеров. На сооружение элеватора было занято большое количество людей. Только рабочих ежедневно привлекалось к выполнению различных работ до 320 человек. Поскольку квартир для служащих в Челнах не было или они были слишком дорогими, часть людей была вынуждена селиться на правом, противоположном берегу Камы. Для ежедневной доставки рабочих и служащих на место строительства руководитель работ просил разрешения приобрести моторную лодку, на что было получено согласие Отдела зернохранилищ. После начала первой мировой войны на строительстве было задействовано несколько десятков австрийских военнопленных.
Поставка стройматериалов и работы на основных объектах элеватора выполнялись подрядчиками — как местными, так и из других городов России. Потребность в пиломатериалах, например, в значительной мере удовлетворялась поставками с лесопильного завода Товарищества «Ф. В.Стахеев и Ко», расположенного в Набережных Челнах. Заказ на строительство дымовой трубы высотой 45 метров в августе 1915 года был передан строительной конторе
В. Якоби (г. Москва). Подрядчик обязался выполнить работы в короткие сроки (не дольше, чем за полгода).
Оборудование и механизмы для элеватора закупались на конкурсной основе у разных поставщиков. В расчет принимались технические характеристики и, естественно, цены. При этом предпочтение отдавалось отечественным производителям. Так, локомобиль мощностью 110 лошадиных сил для приведения в действие генератора электрического тока был заказан на Людиновском заводе Акционерного общества Мальцевских заводов. Этому же Обществу несколько позже был заказан еще один локомобиль — мощностью 300 лошадиных сил. Эти машины должны были приводить в действие зерноочистительное и подъемное оборудование элеватора. А на первых порах они использовались на строительных работах, обслуживая транспортеры, бетономешалки, камнедробилки и т.д.
Предметы электрического оборудования (электродвигатели, генераторы электрического тока, распределительные щиты и т. п.) изготавливались на Ревельском заводе Акционерного общества «Вольта». Электрические провода и кабели для оснащения элеватора были произведены на предприятиях Акционерного общества «Соединенные кабельные заводы» и Товарищества латунного и меднопрокатного заводов Кольчугина, электрические печи — на заводе «Р. Кольбе» (г. Петроград) и т. д. Основная часть этого оборудования прибывала по железной дороге в Казань, а оттуда пароходами Обществ «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Братья Каменские» доставлялись до Набережных Челнов. Удаленность объекта от железных дорог значительно осложняла и задерживала строительство, делала его неритмичным. В период весенней и осенней распутицы Набережные Челны оказывались практически отрезанными от внешнего мира. Первая мировая война также значительно влияла на ход и темпы строительства.
Часть машин и механизмов для строящегося элеватора были закуплены Отделом зернохранилищ за границей. Так, автоматические весы «Авери» в количестве четырех штук прибыли из Англии. Зерносушилка системы «Ноуез» была заказана в США. Оборудование прибыло пароходом в г. Архангельск, оттуда по железной дороге было доставлено на станцию «Сюгинский завод» (с. Можга). К середине февраля 1916 года основные части механизмов зерносушилки были перевезены в Челны по санному пути.
Испытание зерносушилки планировалось на начало мая 1917 года, но на деле было проведено лишь 16 августа, а повторное — 10 октября. При этом были выявлены многочисленные недоделки в оборудовании. Несмотря на то что акт о приемке зерносушилки так и не был подписан, заведующий Симбирско-Пензенским районом инженер П. Овчаренко, обращаясь с письмом в Отдел зернохранилищ, отмечал, что эксплуатация Набережночелнинского элеватора открыта в начале сентября 1917 года. Эту дату, на наш взгляд, можно считать окончанием строительства зернохранилища и началом его работы.

В. ЕРМАКОВ,
кандидат исторических наук.

Последние новости