Родители бьют тревогу: «Дети не справляются с нагрузками в школе, приобретают кучу болезней»

Родители челнинских школьников бьют тревогу: «Дети не справляются с нагрузками. Обездвиженные по 6 часов на уроках, они не отдыхают и дома. Учителя очень много задают. На выполнение домашних заданий уходит еще 3-4 часа. Взрослому человеку государство гарантировало восьмичасовой рабочий день, а наши дети загружены еще больше. Отсюда нервные срывы, плохое зрение, заболевания желудка, опорно-двигательного аппарата и многое другое. Как изменить ситуацию?».

SOS: мы не хотим, чтобы наши дети выходили из школы больными!

Как оказалось, изменить ситуацию хотят не только родители челнинских школьников. Вопрос перегрузок на уроках поднимают медики, общественные деятели, лидеры и участники проекта «Нам нужна иная школа», чтобы попробовать вместе решить эту проблему. Мы предоставили возможность высказаться людям, которые заинтересованы в здоровом росте, образовании, воспитании и развитии детей.

Гульназ Ахметзянова, мама пятиклассника:

«Самое страшное, что для системы российского образования на первом месте стоит не вопрос здоровьесбережения, а как бы повысить показатели на ЕГЭ, олимпиадах, подтянуть рейтинги школ. Посмотрите официальные данные Минздрава. Среди выпускников наших школ только 3% здоровых детей. Это три человека из ста! Исследования Научного центра здоровья детей РАМН подтверждают, что здоровье детей ухудшается на 70% именно за годы обучения. Я не понимаю, почему у нас система образования не взаимодействует с системой здравоохранения. Ау, почему директора школ закрывают глаза на результаты медосмотров?»

Павел Николаев, отец второклассника:

«А меня волнует, почему наши дети учатся за партами не по росту, часто не проводятся двигательные пятиминутки на уроках, нарушаются разрешенные объемы домашних заданий? Я понимаю, вы гоните программу, но неужели детей не жалко? В день у ребенка по 6 уроков, все 6 учителей что-то задают на дом. Вы себе хоть иногда задаете вопрос: «Сколько часов в день ваш ученик, находясь в согнутом сидячем положении, может писать, читать, решать, зубрить без вреда для здоровья? Я сужу по своему ребенку, да и тысячи возмущенных комментариев в родительских сообществах подтверждают, что многие педагоги об этом не задумываются. Очень хочется, чтобы нас услышали и ситуация поменялась, если не во всероссийском масштабе, то у нас, в Набережных Челнах. Мы не хотим, чтобы наши дети выходили из школы больными!».

Александр Зотов, заслуженный врач РТ, врач высшей квалификационной категории по педиатрии и организации здравоохранения:

«Статистика последних 15 лет показывает, что, действительно, за время обучения в школе состояние здоровья детей значительно ухудшается. Могу сказать по Челнам: каждый ребенок, который пришел с одним заболеванием, к окончанию учебы будет иметь уже 3-4 хронических заболевания – это данные нашего горздравотдела. Мы проводили мониторинг сначала среди школьников 1 классов. Потом их же обследовали в 10-11 классах. На первом месте – патологии опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки, сколиоз. У девочек в будущем они выльются в проблемы в репродуктивной системе. Сегодня в Челнах семимильными шагами растет число девушек, которым ставят диагноз «бесплодие». Можно продолжить перечень заболеваний, которые дети получат в школе: это проблемы с органами дыхания, зрения, неврологические заболевания и так далее. Да, вся страна об этом знает, вроде, кто-то что-то предпринимает, а воз и ныне там. 4-5 декабря в Казани прошел съезд педиатров, там тоже об этом говорили, но почему-то врачей не слышат. Здесь не нужно искать виноватых, так устроена вся система образования. Но на местах мы можем сделать немного больше, чтобы сохранить нашим детям здоровье. И начать нужно с главной проблемы – гиподинамия. Что с ней делать? Ответ простой: в школе должно быть 5 уроков физкультуры, чтобы дети больше двигались. Да, один урок добавили, но часто его заменяют теорией физического воспитания. Зачем? Чтобы дети опять сидели? В вопросах здоровьесбережения велосипед изобретать не нужно, достаточно вернуть то полезное, что мы внедряли в наших, челнинских, школах в 80-90 годах. С 1980 по 2009 год я был главным педиатром города. В 20 школах мы ввели пятый урок физкультуры: три урока вели учителя, еще два – студенты пединститута и института физкультуры, молодые, активные. Дети с удовольствием у них занимались! Во-вторых, мы несколько школ оборудовали конторками Базарного и решили проблему искривления позвоночника, нарушения осанки. Владимир Филиппович тогда приезжал в Набережные Челны, мы их закупили. Дети по 15-20 минут сидели за обычной партой, 15-20 минут стояли за конторкой Базарного. Здоровье значительно улучшилось. Мы уже долгие годы пытаемся донести до руководителей в системе образования, что нельзя заменять наклонные парты на столы. Получается, мы опустили крышку стола – она ровная, и ребенок наклонил голову – сразу появилась проблема с остеохондрозом шейного отдела. Это мгновенное ухудшение зрения! Вот и получаем целый букет заболеваний, которых может не быть, если подходить к вопросу здоровьесбережения школьников серьезно. В Челнах это сделать реально. Мы делали. Главное, чтобы нашлись люди, которые сегодня возьмут на себя организацию этого вопроса».  

Татьяна Васильева, врач-репродуктолог:

«В России от 15% до 18% бесплодных пар, то есть каждая шестая семья не может иметь детей. Одна из основных причин – гиподинами́я, когда при ограничении двигательной активности происходит нарушение работы всего организма: опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения. Сегодня все большее число подростков страдают ожирением. Да, многое зависит от семьи. Если родители ведут активный образ жизни, занимаются спортом, то их дети делают то же самое. Но нужно помнить, что 70% своей жизни, когда организм ребенка активно растет, он проводит в школе. А его там на 6-7 часов обездвиживают. Плюс стрессы и огромные нагрузки. Мы сами растим больное поколение; стараясь впихнуть в голову ребенка больше знаний, ослабляем его физически. В системе образования нужно что-то менять, искать новые подходы. Какие, мне пока трудно сказать».

Родители не остаются в стороне

Что поможет решить проблему здоровьесбережения в учебных заведениях, нам рассказал координатор проекта «Нам нужна иная школа» Илья Михнюк.

– Этот проект был организован инициативной группой, родителями, которые решили активно участвовать в процессе образования своих детей. Мы поняли, что не можем находиться в стороне, видя недостатки в работе современной школы, – рассказал Илья Васильевич. – Хочется напомнить родителям, что в России не только любой сотрудник сферы образования, но и каждый из нас имеет реальную возможность качественным образом повлиять на учебный процесс. По инициативе родителей, воспитателя или педагога в любом детском саду или школе могут внедряться здоровьесберегающие технологии.

Илья Васильевич, вы уверены, что это будет законная инициатива?

– Мы постоянно сталкиваемся с тем, что в нашей стране боятся что-то предпринять, мол, «инициатива наказуема», но не в этом случае. Президент РФ Владимир Путин в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» в связи с крайне тяжелой демографической ситуацией в России, а также ухудшением здоровья детей в период обучения, издал указ, согласно которому во всех образовательных учреждениях необходимо создать условия для применения здоровьесберегающих программ и методик, с целью сохранения и укрепления психофизического здоровья подрастающего поколения. Разве мы, родители, можем остаться в стороне?

Вы предлагаете какую-то конкретную программу?

– Да, ее уже внедрили в разных городах России. Это одна из лучших в мире программ, включающая в себя комплекс здоровьесберегающих технологий, разработанных под научным руководством доктора медицинских наук, педагога-новатора Владимира Филипповича Базарного. Она утверждена на государственном уровне и получила официальное название: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». Хочу отметить, что программа прошла экспертизу НЦЗД РАМН и ведущих НИИ России, была признана ее эффективность.

В чем ее суть?

– В школе учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы повышалась двигательная и умственная активность ребенка, поисково-моторная деятельность. Да, замечательно, что мы внедряем IT-технологии, но при этом наши дети теряют способность мыслить самостоятельно, становятся пассивными. Сейчас все ответы можно найти в интернете, зачем думать? Вспомните, как раньше, с помощью палочек детей в начальной школе обучали счету. Развивалась мелкая моторика рук, ребенок мог описать, как он их сосчитал – приобретались сразу несколько навыков. Сегодня в большинстве своем у детей не развита речь, они не могут объяснить, как решили пример, задачу, пересказать прочитанный рассказ. Методика Базарного эту проблему решает, ребенок гармонично развивается, при этом не страдает его здоровье. Отличные результаты дает внедрение конторок в школах и специализированных рабочих мест в детских садах; упражнений для поддержания малых форм двигательной активности детей во время занятий; использование специализированных энергоемких зрительно – вестибулярных тренажеров и другое.

Все понимают, что на изменение школьных программ Министерство образования не пойдет. Как же тогда внедрять новые методы?

Школьную программу менять не нужно, все изменения необходимо грамотно включить в учебный процесс. Это будут все те же уроки, но другие, где, как говорил Владимир Владимирович Путин, ребенок сможет гармонично развиваться, быть здоровым.

Действительно ли метод, разработанный Базарным, оказывает такое положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья детей? К каким результатам приводит?

– Как я уже говорил, эффективность метода подтверждена научным сообществом и медиками. А результаты, действительно, впечатляющие: в 2-4 раза у школьников снижается заболеваемость опорно-двигательного аппарата, репродуктивной и сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы. У детей уменьшаются проявления нервно-психических срывов, различных форм агрессии. В 5-8 раз возрастает плотность двигательной активности на уроке, соответственно, увеличивается жизнестойкость организма и др. Предложенные Базарным методы не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, при этом снимается проблема перегрузки и переутомления школьников.

Эта программа внедрялась только в России?

– Конечно, нет. В Канаде, Америке, в странах Европы. Она вызвала интерес во всем мире. Мы сильно отстаем, отказываясь внедрять разработки наших ученых. Давайте начнем с малого. Посмотрите, можно работать и учиться за конторкой Базарного и избежать многих проблем со здоровьем. Почему мы этого не делаем? Сегодня сотрудники ведущих IT- компаний (Google, Facebook и другие) предпочитают работать стоя. Все чаще они отказываются от классических рабочих мест и кресел в пользу столов и табуретов на высоких ножках. Более того, мебель и дополнительное оборудование для работы стоя теперь производится по всему миру в промышленных масштабах.

Как вы узнали, что челнинцы тоже хотят изменений в системе образования?

– К нашему общественному движению уже присоединились несколько родителей школьников из Набережных Челнов. Мы надеемся, что эта инициатива заинтересует руководителей управления образования вашего города.

«Мы готовы встретиться»

Могут ли челнинцы внести свои предложения по внедрению здоровьесберегающих технологий в школах города, мы узнали у начальника управления образования и по делам молодежи Исполнительного комитета Набережных Челнов Винера Харисова.

– Мы всегда готовы к продуктивному диалогу. Можем обсудить проблемы, которые волнуют родителей. Мы согласны, что сегодня дети загружены учебными программами, поэтому многое делается, чтобы повысить их двигательную активность, особенно во внеурочное время. Сейчас практически во всех учреждениях образования города мы залили хоккейные корты, приглашаем детей кататься на коньках, играть в хоккей. После уроков в школьных спортивных залах работают секции. Во время уроков учителя проводят упражнения для глаз, двигательные пятиминутки – в школах делается многое. Но если есть дельные предложения, мы готовы их рассмотреть. Встретиться и обсудить, – сказал руководитель управления образования города. 

Последние новости