Сергей Майоров: «Мы же не будем толкаться в одной песочнице! Научитесь мыслить масштабно»

В преддверие Дня машиностроителя в Татарстане мы поговорили с Председателем Правления Машиностроительного кластера РТ Сергеем Майоровым о тонкостях работы кластеров и перспективах развития.

Сергей Васильевич, для чего был создан в республике Машиностроительный кластер?

– Начнем с того, что это общественная организация, которая изначально создавалась с целю объединить все машиностроительные предприятия республики, чтобы члены кластера могли получить дополнительные преференции, субсидии, гранты, льготное финансирование, также могли продвигать свою продукцию не только на российском рынке, но и за рубежом. Мы работаем почти четыре года и особенно гордимся тем, что становится все больше предприятий, которые благодаря нашей поддержке, увеличили свой товарооборот в два-три раза.

В Машиностроительный кластер РТ могут вступить предприятия из других регионов?

– Стать членами Машиностроительного кластера Татарстана не могут – устав не позволяет. Но мы практически ежедневно получаем заявки из разных уголков России на участие в наших программах и мероприятиях. С нами хотят сотрудничать. Сегодня предприятия из 10 регионов России являются нашими партнерами, первыми получают рассылку о всех мерах поддержки из федерального бюджета и проводимых коммуникационных мероприятиях. Меры поддержки, которые мы предоставляем республиканским компаниям, они получить не могут.

Нарисуйте портрет компании, которая может стать членом Машиностроительного кластера?

– К нам, как правило, приходят компании, которые хотят быть впереди планеты всей, получить и федеральную поддержку на реализацию новых инвестиционных проектов, и поддержку в продвижении своей продукции. Они видят, что есть незадействованные мощности, оборудование, значит, нужно предпринять шаги, чтобы они заработали на полную мощность. Таким предприятиям мы помогаем, выезжаем к ним на производство, проводим аудит, разрабатываем программу развития, продвигаем их продукцию. Хочу отметить: тем, кто хочет плыть по течению, работать по-старинке, у нас делать нечего.

Какие коммуникационные мероприятия являются наиболее значимыми для предприятий?

– Среди значимых – День поставщика, когда крупнейшее закупочное подразделение приезжает к нам: в Казань или Набережные Челны – центры машиностроения республики. Мы заранее получаем информацию по перечню продукции, которую они хотели бы у нас закупить. Знакомим со всем этим членов нашего кластера, чтобы предприниматели могли заключить выгодные контракты. Также проводим и участвуем в выставках, форумах с целью продвижения продукции машиностроительных предприятий Татарстана. Такие мероприятия сподвигают членов нашего кластера к открытию новых производственных площадок в других субъектах Федерации и странах, в итоге приближают продукцию к месту сбыта. Хотим мы этого или нет, но будущее – за глобальными производителями и поставщиками, которые накроют своей сетью уже не только Россию.

В каких мероприятиях вы сами участвовали в последнее время?

– В Москве, во Всероссийской энергетической неделе. На выставке побывали и Владимир Владимирович Путин, и Рустам Нургалиевич Минниханов, и представители ведущих предприятий отрасли. На стенде от Республики Татарстан члены Машиностроительного кластера представили свою продукцию в виде презентаций, рекламных роликов – все это было сделано при поддержке нашего правительства. Это дорогого стоит! Самостоятельно ни одно предприятие не смогло бы выйти на такой уровень – выступить перед потенциальными партнерами под брендом Республики Татарстан. Мы провели около 50 продуктивных переговоров, как с российскими, так и с зарубежными компаниями.

Челнинские бизнесмены нередко жалуются, что в республике не хватает мер поддержки. Вы видите эту проблему?

– Я бы в Татарстане не стал говорить, что у нас бизнесу не хватает поддержки. Да, всегда хочется больше, но съездите хотя бы один раз в год в другие субъекты, и поймете, насколько выгодно наша республика отличается в этом вопросе. Я уже говорил, что предприятия из 10 регионов хотят не просто с нами сотрудничать, но и стать участниками татарстанских программ, получать гранты и другие меры поддержки. И это только в рамках Машиностроительного кластера! А ведь есть и другие сегменты рынка. Только ленивый сегодня не пользуется федеральными и республиканскими мерами поддержки. Конечно, на блюдечке вам никто их не принесет. Нужно вкладываться в свое развитие и двигаться вперед.

В каком направлении сегодня движется машиностроение Татарстана?

– Если говорить о Набережных Челнах, то в основном развивается автомобилестроение и производство автокомпонентов, в казанской зоне – судостроение, авиастроение и оборонная промышленность. Сегодня мы движемся в сторону повышения эффективности, автоматизации и роботизации действующих производств, а также цифровизации. Планируем создать цифровые фабрики (пока они есть только за рубежом), которые будут управлять предприятиями не в режиме бухгалтерского баланса с анализом деятельности предприятия спустя три месяца, а в режиме реального времени. Онлайн-программа ежесекундно будет отслеживать и анализировать, как работают станки, насколько они загружены, почему произошел сбой. Будут смоделированы ситуации с различными авариями. Например, встал станок, программа тут же пересчитает, как запустить дополнительные мощности, чтобы выполнить план и обеспечить своевременную поставку продукции своим заказчикам. Мы идем к новой высокотехнологичной системе управления предприятием. Цифровые фабрики, объединенные облачными технологиями, сегодня успешно внедрены в Германии, США и Китае. Они объединяют всех участников программы: достаточно войти в облако, чтобы найти партнеров, рынок сбыта своей продукции и инструменты для ее продвижения.

Сергей Васильевич, и последний вопрос: сегодня федеральные сети активно внедряются в Челны, что не всем нравится. Стоит ли бояться конкуренции местному бизнесу?

– В определенной степени это пойдет нам на пользу. Неслучайно мы сегодня членов Машиностроительного кластера стимулируем к открытию новых производств в других субъектах РФ и странах, чтобы они становились глобальными поставщиками. Будущее за компаниями, которые ведут бизнес в разных частях света за счет перераспределения доходности. Уже давно пора местным предприятиям научиться мыслить масштабно – не в рамках одного города, и даже страны. Чтобы выдержать конкуренцию, придется расширить узкие горизонты планирования своего бизнеса. Рынок России в прошлом году в мировом валовом продукте составил 1,8%. Мы же не будем все вместе толкаться в одной песочнице! Чтобы этого не произошло, государство ежегодно выделяет 20 млрд. субсидий на поддержку экспорта. Поэтому хочется обратиться к коллегам: «Давайте заниматься серьезными делами. Производить инновационные продукты, осваивать новые рынки – это требование времени и залог успешного развития для наших компаний».

Последние новости