Скелеты в челнинском шкафу

«Тайны», «легенды», «предания» – от этих слов веет стариной. Но городу не обязательно иметь тысячелетнее прошлое, чтобы удивлять жителей фактами своей «биографии».

ЭЛЕВАТОР ПОСТРОИЛИ НЕМЦЫ

Этот миф очень популярен среди жителей города. Доказательством его правдивости всегда служат два «немецких дома», которые до сих пор стоят на Элеваторной Горе и по своему строению разительно отличаются от других построек.

Однако эта легенда правдива лишь отчасти. По словам краеведа Владимира Ермакова, строительство челнинского элеватора совпало с началом Первой мировой войны. Мужчин (не только плотников, но и специалистов – конторских рабочих) постоянно забирали в армию, и возник дефицит рабочей силы.

Вот тогда в 1915 году обратились в лагерь военнопленных, который находился под Мензелинском, и попросили оттуда 150 человек. Эта интернациональная армия рабочих выполняла в основном черновые работы. Часть наиболее грамотных военнопленных работала в конторе: они вели счетоводство, бухгалтерию, потому что местные специалисты ушли на фронт.

Продолжалась ситуация недолго. На самом деле элеватор строили наши рабочие и специалисты по нашим же сметам.

КЛАД КУПЦА ТУКТАМЫШЕВА

Удивительная находка была сделана в 1978 году при сносе старого купеческого дома на улице Центральная. В гильзе от артиллерийского снаряда хранилось 2 миллиона царских ассигнаций, серебряные и золотые монеты, оцененные в 7 тысяч рублей по тому времени.

– Это случилось, когда разрабатывали подводящий канал для судоходных сооружений, – рассказывает бывший начальник строительства Нижнекамской ГЭС Алексей Быкадоров. – Экскаватор зачерпнул ковш земли, и вдруг что-то заблестело, посыпались монеты. В таких случаях редко находятся недобросовестные люди, сразу позвонили куда надо. Приехали специалисты. По нынешним законам часть клада принадлежит нашедшему, но в то время за находку выплачивали только премию.

Сегодня ассигнации вместе с гильзой хранятся в Музее истории города, а монеты – в госбанке. «Снесенный дом №8 на улице Центральная принадлежал купцу Туктамышеву, – говорит старший научный сотрудник музея Билял Канеев. – Потомки этого рода и сейчас живут в нашем городе. Они узнали о находке, но не явились за ней. Наверное, в советское время они побаивались своего происхождения. Впервые потомки Туктамышевых пришли в музей только в 2010 году».

КАК БРЕЖНЕВ В ДОМИНО ИГРАЛ

Набережные Челны без завода «КАМАЗ»…. Представить такое уже невозможно. Но мало кто знает, что изначально местом строительства автомобильного завода был… Красноярский край. Об этом было принято постановление Правительства СССР за подписью самого А.Н. Косыгина. Что же повлияло на ход истории?

Миф о том, что решение о строительстве «КАМАЗа» было принято Брежневым спонтанно, в поезде, во время игры в домино, всячески критикуется историками. О нем не упоминается ни в одном из официальных источников. Кроме одного. В книге Я.Д. Шафикова «Семнадцать интервью в конце века» опубликованы воспоминания Ф.А. Табеева, на протяжении 19 лет занимавшего должность первого секретаря партии в Татарской АССР. По его словам, судьбоносная игра в домино произошла в поезде «Москва – Минск»:

«– Леонид Ильич, давайте построим автомобильный завод в Татарстане. Чего его строить у черта на куличках, тащить тысячи людей в суровый край для строительства, станки, оборудование. Потом и материалы, и комплектующие…

Брежнев ноль внимания. Только знай кряхтит и стучит костяшками, иногда шевеля кустистыми бровями. Я опять за свое:

– Татарстан – центр СССР, через плотину запланировано соединение двух крупных железных дорог страны в Круглом Поле и Агрызе. У нас имеется строительный и людской потенциал… Даю слово, что мы построим первую очередь завода за пять лет, вторую очередь – тоже за пять лет.

Брежнев ни слова. Мы опять приняли по рюмашке и разошлись спать».

Позже на заседании Политбюро, где сам Брежнев не присутствовал, М.А. Суслов произнес: «Родилось мнение: крупный автомобильный завод построить в Татарстане. Слово по этому поводу предоставляется товарищу Табееву».

Так даже самое незначительное на первый взгляд событие может повлиять на историю целого города.

Последние новости