У крупного бизнеса растет интерес к переработке отходов

31.10.2019 в 09:58

Вопросы, связанные с экологией и переработкой мусора, становятся для жителей Татарстана все более актуальными с каждым годом.

О возможностях сортировки мусора, альтернативе его захоронения и экологической грамотности населения рассказала генеральный директор ООО «Гринта» (региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в восточной зоне) Светлана Ярлыченко.

Светлана, расскажите, пожалуйста, о специфике работы вашей компании.

– Мы отвечаем за весь цикл обращения с коммунальными отходами в восточной зоне Татарстана: организация сбора, транспортирование, обработка, утилизация, захоронение. Перед нами стоит задача объединить все эти процессы в единую систему и обеспечить надежность работы всего комплекса услуг в масштабах нашей зоны ответственности. «Гринта» – это акроним: green означает «зеленый», «та» – первые буквы в слове «Татарстан».

Какую задачу ставит перед собой ваша компания?

– Основная наша цель – улучшить экологическое состояние региона. Мы хотели бы минимизировать количество несанкционированных свалок. Меняем не только систему обращения с отходами, но и мышление жителей. Прививаем культуру, бережное обращение к окружающей среде. Сейчас растет интерес жителей России к теме сортировки отходов. Проблема обращения с отходами назрела уже давно, растет количество несанкционированных свалок, полигоны исчерпывают свои ресурсы. В настоящее время мы стоим перед выбором: рыть новые ямы, причиняя еще больший урон природе, или все же идти в ногу со временем, кардинально трансформируя эту отрасль, привлекая инвестиции, минимизируя захоронения, извлекая вторичные компоненты и возвращая их в оборот.

Как вы считаете, насколько хорошо Татарстан справляется с потоком отходов? Как у нас обстоят дела с переработкой мусора?

– На сегодняшний день функционируют два мусоросортировочных завода в Набережных Челнах. Однако их ресурсов недостаточно – процент вычленения вторичного сырья невысок. Сейчас региональный оператор ставит задачи создания современной инфраструктуры обращения с отходами. Уже существуют более современные технологии по процессу рециклинга (переработка отходов).

Как вы полагаете, возможно ли приучить обывателей к сортировке отходов? Целесообразно ли это в современных реалиях?

– Введенная в России реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами нацелена на минимизацию количества отходов, направляемых на захоронение, путем развития раздельного сбора отходов, их сортировки и извлечения из общего объема мусора вторичного сырья. В Татарстане разработана стратегия обращения с отходами, предполагающая достижение целевых показателей уровня их переработки, благодаря, в том числе, экологическому просвещению жителей республики. В рамках этой работы активно проводятся экологические уроки, квесты, мастер-классы, выездные занятия, экскурсии для детей школьного возраста. Буквально недавно совместно с представителями органов власти мы провели открытое занятие «ЭКОшоу» на базе детского сада города Казани № 190.

В этом возрасте дети уже осознают, что такое экология?

– Педагоги считают, что оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности считается дошкольный возраст: именно в пять – шесть лет ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Научим детей — подключатся родители. Мы видим готовность татарстанцев к раздельному сбору отходов.

А как с этим обстоят дела в Челнах?

– Еще до начала реформы в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске была проделана большая работа по внедрению раздельного сбора отходов. Однако нигде 100-процентного охвата территории контейнерами для сбора вторсырья не было. Но уже скоро мы планируем начать внедрение повсеместного раздельного сбора с учетом мнения населения. Начнем с Челнов. Для высокого уровня первичной сортировки необходим комплексный подход, который зависит не только от регионального оператора, но и от культуры обращения с отходами у людей. Что же до вторичного использования, то на сегодняшний день только в автограде на мусоросортировочных станциях из отходов извлекают около восьми процентов полезных фракций. А вот в других районах восточной зоны Закамья еще предстоит создать современные мусоросортировочные станции, это перспектива.

Какой мусор возможно переработать?

– Показатели глубины рециклинга зависят от многих факторов. Например, морфология мусора неоднородна, зависит от времени года, климатических особенностей региона, численности населения, экономических условий и так далее. Предлагаемые технологии, по нашим оценкам, позволят извлекать в восточной зоне до 19% вторсырья из собранных отходов. Кроме того, около 38% отходов пойдет на ворошение и стабилизацию с получением полезного продукта, пригодного для восстановления нарушенных земель. Из 25% можно получить твердое вторичное топливо (RDF). И остается 18% так называемых хвостов – повторно их уже не использовать, поэтому нужны полигоны ТКО в составе комплексов обращения с отходами.

Какой объем мусора генерирует Закамье?

– В год 743 тысячи тонн, ежедневно это примерно две тысячи тонн прессованных отходов. Образно говоря, каждую неделю мы собираем гору отходов, сопоставимую с размером пятиэтажной хрущевки.

Как вы считаете, есть ли альтернатива захоронению мусора? Очевидно, не все отходы подлежат переработке. Но что делать с оставшимися?

– Я за комплексный подход в системе обращения с отходами. Сегодня мы находимся в поиске наиболее оптимальной модели обработки и утилизации отходов. Мы очень тщательно следим за новинками, которые презентуют нашей республике, берем их в работу, анализируем, чтобы принять взвешенное решение. Сроки жесткие — это 2022 год, потому сейчас мы плотно работаем над проектами.

Каковы планы вашей компании на ближайшее будущее?

Мы закупаем новые мусоровозы более чем на 250 миллионов рублей. В ближайшем будущем они появятся на улицах городов. Речь идет о новейшей, современной технике. Часть изготавливается на заводе «КАМАЗ» в Челнах, а другая — это собранные в России оригинальные японские машины марки Isuzu.

Екатерина БУТЕНКО

Ранее в рубрике:

Последние новости