Филипп Зарубин: «Наша задача — сохранить бизнес»

28.07.2020 в 16:27

В Татарстане есть люди, которые встают на защиту предпринимателей, когда нарушаются их права. Какие вопросы им приходится решать, рассказал руководитель Общественной приемной бизнес-омбудсмена РТ Филипп Зарубин.

 

— Филипп, многие бизнесмены в Татарстане не раз жаловались на то, что расширение перечня ведомств, которые могут наказывать за нарушение самоизоляции в Татарстане, привело к увеличению штрафных санкций, причем, часто необоснованных…

— Хочу отметить, что по решению президента Татарстана Рустама Минниханова наша республика одной из первых, еще 11 мая, разрешила работу большинства отраслей. Тем самым от разорения были спасены сотни, если не тысячи предпринимателей. Взамен от них требовалось только одно — выполнять все санитарно-эпидемиологические требования Роспотребнадзора. В противном случае легко можно было получить новую волну заболеваний. Поэтому правоохранительным органам было поручено тщательно контролировать соблюдение перчаточно-масочного режима. В этом деле были и перегибы. Общественная приемная бизнес-омбудсмена РТ оперативно реагировала на жалобы предпринимателей и, если в ходе проверки выяснялось, что предприниматель не мог избежать нарушения по независящим от него обстоятельствам, мы оказывали юридическую поддержку, вплоть до представления интересов предпринимателя в суде во время обжалования наложенных на него штрафов.

 

— Приведите пример самых распространенных ситуаций, когда вам приходилось помогать бизнесменам.

— Порой поступали жалобы на сотрудников полиции, которые составляли административные материалы за нарушение режима самоизоляции сначала на физлицо, а потом, когда предприниматели пытались отстоять свои права, в протоколе менялись данные с физлица на юридическое, соответственно штраф увеличивался в разы, и такие данные уходили в суд. Так, 15 июля мы оспорили в Верховном суде Татарстана штраф в 500 тысяч рублей, наложенный на владелицу маленького семейного кафе. Сначала ее оштрафовали как физлицо, а затем в отношении владелицы кафе был составлен протокол о повторном административном правонарушении по ч.2 ст. 20.6.1. КоАП РФ. И суд назначил наказание в виде неподъемного штрафа в размере 500 тысяч рублей. Супругам, которые всю работу в кафе выполняли вдвоем, пришлось бы закрыться и еще брать кредит, чтобы выплатить штраф. Предприниматель обратилась к нам, мы составили и направили жалобу на рассмотрение в Верховный суд Татарстана. В судебном заседании наши сотрудники представляли интересы предпринимателя, и нам удалось убедить суд в отсутствии оснований для повторного привлечения предпринимателя к административной ответственности.

 

— Очень часто предприниматели, отстаивая свои права, сталкиваются с бюрократическими проволочками. Как работаете вы?

— Мы, как юридическая служба бизнес-омбудсмена Татарстана, (кстати, малочисленная – четыре юриста и два специалиста на горячей линии) ежедневно готовим справки по обращениям бизнесменов, и Уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев поступившие обращения рассматривает. В случае необходимости, если ситуация носит системный характер, доносит до правительства республики. Во многих случаях после нашего вмешательства проблема разрешается за несколько часов. Я сам предприниматель и понимаю, насколько важна оперативность. Показателем слаженной работы Общественной приемной бизнес-омбудсмена Татарстана может служить и тот факт, что к нам стали обращаться предприниматели из других регионов.

 

— Основная часть запросов приходится на микро-, малый, средний или крупный бизнес? Увеличилось ли число обращений в вашу Общественную приемную?

— Если за весь 2019 год к нам поступило около 1500 обращений, то с начала пандемии количество обращений выросло в разы. С середины марта и по сегодняшний день количество устных и письменных обращений достигло уже 11 500. Чаще всего обращаются предприниматели из Казани, Набережных Челнов и Альметьевска. Наша горячая линия работает практически круглосуточно. Кстати, мы оказываем помощь предпринимателям из других стран, которые работают в Татарстане, консультируем их на английском языке. В основном обращаются представители малого и микро-бизнеса, реже встречаются обращения от средних и крупных компаний. Наша задача – сохранить бизнес, который работает в республике в это непростое время. Чаще всего крупный бизнес может помочь себе сам, так как имеет большие ресурсы, а вот малому и микробизнесу приходится труднее, и мы прикладываем максимальные усилия, чтобы им оказать помощь и поддержку.

 

— По какому номеру телефона можно обратиться в Общественную приемную бизнес-омбудсмена Татарстана?

— Предприниматели могут позвонить нам по номеру горячей линии: (843) 203-29-08. Вообще хочу отметить, что в Татарстане очень сильное предпринимательское сообщество. Пандемия показала, что жители республики готовы прийти на помощь своим коллегам. В мае предприниматели республики помогли пензенской труппе «Водное шоу байкальских нерп», которая не смогла уехать из Бугульмы из-за введенных ограничений. Руководитель шоу обратился на нашу горячую линию с просьбой о помощи – было просто не на что купить корм для животных. Предприниматели из Казани и Челнов откликнулись и закупили рыбу, которой хватило нерпам на два месяца.

 

— Где сегодня предприниматели могут получить актуальную информацию, как применять те или иные ограничительные нормы и правила?

— Мы разрабатываем и регулярно публикуем в нашем telegram-канале «Деловорот» блок-схемы и чек-листы, в которых пошагово расписаны все действия, которые должен выполнить предприниматель, чтобы не нарушать установленные законом требования. Также проводим «круглые столы» с бизнесменами, на которых можно задавать вопросы юристам. Мы заранее публикуем повестку, и предприниматели, которые хотят принять участие, могут подать свою заявку и к нам подключиться.

Беседовала Наталья ГАЛИЕВА

Ранее в рубрике:

Свежий номер
Последние новости