«Ехали, ехали и наконец приехали»

25.09.2012 в 20:45

Не чебурашки вовсе, а более 200 представителей холдингов и компаний, входящих в состав ГК «Ростехнологии», сорок из которых – руководители и специалисты технологических институтов, инновационных предприятий и конструкторских бюро из 23 субъектов России, побывали на минувшей неделе в Набережных Челнах.

Попытка №3

Цель у гостей города была одна – в рамках двухдневной международной конференции перенять опыт «КАМАЗа» по внедрению технологии «бережливого производства».

Как известно, в прошлом году руководство «Ростехнологий» (владеющее 49,9% акций ОАО «КАМАЗ»), утвердило стратегию развития, которая предусматривает существенное повышение самостоятельности холдингов и организаций. Сама корпорация уже не будет излишне вмешиваться в оперативную деятельность, а только выполнять функции собственника и акционера.

– Когда мы провели анализ деятельности наших организаций, то, к своему сожалению, увидели, что производительность труда у нас в среднем почти в десять раз меньше, чем у лучших мировых аналогов, – поделился начальник Департамента инноваций и стратегического развития ГК «Ростехнологии» Александр Каширин. – Мы уже предпринимали две неудачные попытки собрать всех на базе «КАМАЗа», с третьего раза удалось. Как сказал Чебурашка: «Мы ехали, ехали и наконец приехали!».

Японская «грамота»

Лин-технологии – это свод способов оптимизировать работу любого производства с минимальными инвестициями. Как пример – Автомобильный завод, линия конвейера по сборке кабин для камских грузовиков.

В цехе непривычный для отечественного машиностроения порядок и опрятность. Никаких тар со сваленными в них запчастями, а тележки с аккуратно разложенными комплектующими. Инфоцентр каждую смену обновляет данные, начиная от явки рабочих и квалификационной таблицы, заканчивая почасовым контролем за потерей времени и нехваткой деталей.

Лин-философия пришла к нам из Страны восходящего солнца, об этом напоминает стенд посреди камазовского конвейера с диаграммой «ямазуми», призванной устранять потери и простои. Результаты говорят сами за себя.

– Для нас было большим производственным подвигом собирать 180 автомобилей в сутки, а сейчас мы собираем 240, – рассказал начальник отдела по работе с персоналом Автомобильного завода Ильшат Хамитов. – Без увеличения количества людей и дополнительного финансирования. Это огромные средства сэкономлены.

Красная кнопка

Примечательно, что обустройство рабочего места целиком зависит от сотрудников завода – как им удобнее, а значит эффективнее для всей цепочки производства. В лин-философии существует система поощрений работников за активность.

– За каждое кайдзен-предложение платится сто рублей, за каждое внедренное – еще сто, – подтвердил руководитель Департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. – Есть еще кайдзен-проекты, которые поощряются более высокими премиями, в зависимости от эффекта.

Апофеозом лин-технологий служат «ворота качества» – опыт был перенят руководством «КАМАЗа» у своего немецкого партнера «Даймлер» во время реализации программы «Маяк». Любой рабочий, заметив в собранной кабине существенный дефект, может одним нажатием кнопки остановить конвейер. «Ворота» захлопнутся, и брак не пройдет.

– В Татарстане проект «Бережливого производства» стартовал в начале 2010-го, когда Юрий Петрушин (глава ТПП Челнов и региона «Закамье». – Прим. авт.), наверное, с третьей попытки смог убедить меня, что мы просто обязаны этим заниматься, – рассказала замминистра промышленности и торговли РТ Гульнара Ахмадеева. – В дальнейшем он стал важнейшим в стратегии социально-экономического развития республики на ближайшие годы.

Ранее в рубрике:

Свежий номер
Последние новости