Семен Якубов: «Мины под колесами – это уже не спорт»

15.08.2012 в 07:45

Талантливый гонщик, мудрый менеджер, профессионал. Семен Якубов уже сейчас стал человеком-легендой, который на протяжении 25 лет прославлял наш город и грузовики на весь мир. В свой юбилей Семен Семенович открыл новую страницу своей жизни, для того чтобы с головой окунуться в молодой проект – ралли «Шелковый путь». После возвращения с очередной гонки он дал «Вечерке» эксклюзивное интервью.

– Семен Семенович, завершилась четвертая по счету гонка «Шелковый путь». Какие наиболее яркие моменты вам запомнились?

– Запомнилось все. Для меня ведь это не развлечение – не только каждый день, а каждый шаг продуман. Это очень серьезный и большой проект, и кромсать его на куски мне трудно.

– В этот раз приходилось в процессе гонки вносить изменения в планы. Как это повлияло на ход соревнования?

– Мы внесли только два изменения с учетом погоды. В тех краях на протяжении десятков лет в эти дни дождей не было, а тут вдруг пролились. Поэтому мы немножко изменили маршрут без ущерба для качества гонки, и участники отнеслись к этому с пониманием. Осознавали, что неизменение повлекло бы за собой проблемы. Заготовки были на все случаи жизни – в этом и заключается профессионализм организации. Мы их не ждем, но предполагаем.

– В следующей гонке ожидается изменение маршрута?

– Обязательно. Эффект свежей трассы мы соблюдаем каждый год.

Что касается песчаных участков, тем они и интересны – их меняет сама природа.

– В этом году в ралли «Шелковый путь» участвовали «Ё-мобили» и «ГАЗели». Интересный набор участников…

– Они ничем не отличаются от других, потому что их машины подведены к требованиям технического регламента. И это не просто «ГАЗель», которая до этого в такси работала в Москве. Это специально подготовленная полноприводная техника, внедорожник, который преодолевал препятствия не хуже остальных. Энтузиасты, которые ехали за рулем этих автомобилей, заслуживают большого уважения.

– Правда ли, что идеей организации «Шелкового пути» вы изначально поделились с Владимиром Путиным в личной беседе?

– Сначала Гурбангулы Бердымухамедов (глава Туркменистана) попросил меня организовать эту гонку. Ему очень хотелось, чтобы внедорожное ралли типа «Дакара» прошло по его стране и завершилось в столице Туркменистана. Мне удалось собрать коллектив, который смог в очень сложных условиях за короткое время подготовить эти соревнования. Тогда старт был в Казани, а финиш в Ашхабаде. А на следующий год у нас, когда в спортивном центре «КАМАЗ-Мастер» был Владимир Путин, разговор зашел о ралли «Шелковый путь». Тогда он предложил мне и дальше взять на себя ее организацию.

– Она будет ежегодной?

– Не знаю пока. Пятая в следующем году состоится точно.

– Сейчас «Шелковый путь» называют второй гонкой после «Дакара». По условиям, сложности и протяженности. Есть амбиции сделать ее все-таки первой?

– В этом нет необходимости. С самого начала она не уступает «Дакару» по сложности, просто короче по времени, километражу и по количеству участников. Но мы не преследуем цели завоевать мировое первенство. Мы считаем, что наша гонка предназначена для того, чтобы готовить спортсменов к «Дакару». С удовольствием принимаем новичков, которые еще не пробовали себя в подобных условиях. А для более опытных, маститых и профессиональных пилотов она служит тренировкой перед главным внедорожным ралли.

– Ведутся разговоры о строительстве трассы для гонок «Формула-1» в Сочи. Как вы считаете, сможет ли этот вид спорта стать в России популярным?

– Трасса «Формула-1» – это очень дорогой проект. И сегодня потянуть его вместе с объектами Олимпиады вряд ли возможно. За данный проект брались не один раз, и мне даже предлагали стать руководителем строительства кольца в Подмосковье, но все планы благополучно рухнули. Это направление интересное, хотя с коммерческой точки зрения абсолютно бесперспективное. Потому что если раз в году будут проводиться соревнования, то это кольцо никогда себя не окупит, это вложения без возврата. По опыту Европы – там проводятся различные соревнования, чтобы оправдать вложения. Не думаю, что в нашей стране настолько развит автомобильный спорт, чтобы эта трасса была востребована. Тем не менее если желание такое есть и средства найдутся, то это надо только приветствовать.

– Однако именно вас многие называют человеком рисковым…

– (Смеется.) Я считаю, если не рисковать – значит жить скучной жизнью. Да, ты ничего не потеряешь, но и не приобретешь. Но риск должен быть обдуманным.

– Участникам гонок тоже приходится рисковать. Один из самых известных случаев – когда вы ехали на выручку аварийного экипажа по минному полю. Ралли часто проходят по неспокойным участкам. Вы согласны с тем, что гонщиков надо дополнительно окунать в такую атмосферу… для дополнительного адреналина?

– Нет, не согласен. Зачем по глупости рисковать, это же не война. Трасса – да, она может быть сложной, где надо проявить свое мастерство. А играть в карточную игру, когда ты едешь и не знаешь, под каким колесом взорвется мина, – это уже не спорт. А тот случай… был вынужденный риск, и результат того стоил. На кону стояли жизни трех человек. И мы обязаны были прийти им на выручку.

Ранее в рубрике:

Последние новости