Евгений Муратов: «В Татарстане заказывают бассейны, стоимость которых может перевалить за 10 миллионов»

01.09.2020 в 18:20

 Компания Евгения Муратова много лет занимается строительством бассейнов. Бизнесмен рассказал, как выживает сезонный бизнес.

— Справочники выдают всего 7-8 компаний, среди которых вы. В чем причина, это невостребованный бизнес?

– Скажу точнее, в Челнах 3-4 компании, основным видом деятельности которых является строительство бассейнов. Многие находят более «аппетитные» ниши. А строительство оставляют как один из видов оказываемых услуг. Основная причина низкой конкурентности – сезонность бизнеса. Но заказов много, даже есть очередь. Наши ребята нагружены. Конечно, стараемся организовать все так, чтобы не потерять клиентов. Строительство бассейнов состоит из нескольких этапов. В технологические паузы бригады не дремлют, поэтому даже в эти короткие промежутки времени силы перебрасываем на другие объекты.

 – А потом что? С первым снегом бизнес уходит в спячку?

– Мы стараемся распределять работу так, чтобы определенный объем оставался и на зиму. К примеру, заливаем чаши для бассейнов летом. Пока тепло, выполняем черновые работы, заводим все под крышу. А вот чистовую отделку оставляем на зиму. Также в течение года мы продаем химию, оборудование, аксессуары для бассейнов. Это тоже определенный доход.

— Сложно угодить заказчикам?

— Клиенты очень привередливые. На согласование, обсуждение деталей работы уходит много сил и времени. Прежде чем получить заказ, консультируем. На места выезжают специалисты, разъясняют технические вопросы, в том числе коммуникации. Зачастую параллельно с нами работают другие бригады, которые ведут строительство банного комплекса. Получается, с чужими людьми мы должны действовать согласованно. За большой период времени изучили все компании, поэтому многих знаем, с каждой уже сложилась определенная модель взаимоотношений. Поэтому, когда в очередной раз сталкиваемся, удается найти общий язык, работать слаженно. Выходит, важно угодить не только заказчикам, но и сработаться с партнерами.

 — Опишите портрет своего покупателя.

— Наш типичный заказчик – житель загородного дома. Как правило, человек, который строит банный комплекс, стоимость которого переваливает за миллион, может позволить себе и бассейн. Цены на базовые проекты начинаются от 200 тысяч рублей. Есть более крупные заказчики. К примеру, сейчас в Елабуге активно ведется строительство семейных бань, в проект которых входят и бассейны.

— А в целом, какой ценовой разброс?

— Смотря, что выбирать. Есть эконом, а есть и премиум-варианты. Все зависит от того, какие технологии, материал и оборудование использовать. Бывают и VIP-заказы. Премиум-бассейны обходятся клиентам в 3-5 млн рублей. Сейчас работаем над проектом, стоимость которого перевалила за 10 миллионов. Самый дорогой – мозаичный бассейн. Причины – высокая стоимость материала, повышенные требования к чаше. Еще нужна специальная затирка. Также дорогими считаются композитные бассейны.

 – В топе какие модели?

– Чаще заказывают бассейны с пленкой. Чаша может быть из кирпича, бетона, керамзита. Это самый экономный вариант, но при этом качественный. Поверхность приятна на ощупь, долговечна. Стандартный размер – 3х6 метров, безопасная глубина – 1,5 метра. Но, если есть возможность, лучше, конечно, сделать побольше.

– Что выгоднее, строить или обслуживать?

— Для нас строительство — более выгодное направление бизнеса, но оно сезонное. К тому же, если речь идет об уличном бассейне, условия диктует погода. Учитывая особенности климата, зачастую приходится приостанавливать работы. А вот преимуществом обслуживания является стабильность. Всегда знаешь, какая нагрузка, как распределить объем работы.

— Люди обслуживают сами или обращаются к вам?

— Обслуживать человек может и сам. Таких клиентов много. Мы стараемся «начинить» бассейн автоматикой, которая всю работу берет на себя. Таким образом, хлопоты по уходу сводятся до минимума: автоматика решает такие задачи как дезинфекция, контроль уровня воды, промывка фильтра. Даже есть роботы-пылесосы, которые «вылизывают» пол, стены. Тем не менее, объясняем клиентам, как вести контроль. Мы понимаем, что много нюансов, поэтому при необходимости консультируем и потом. Как правило, в первые 2-3 раза приглашают нас, а потом делают все самостоятельно.

 – Над проектами работают дизайнеры?

– Мы построили столько бассейнов, но среди них нет одинаковых. Каждый раз нужно предлагать клиенту что-то новое, повторения недопустимы. Но фантазия не безгранична. Креативные идеи черпаем, посещая семинары, выставки. Также постоянно следим за Европой, смотрим, какие новые тенденции на Западе.

– Правда ли, что сейчас наметилась тенденция – люди отказываются от строительства бассейнов, предпочитая фитнес-клубы?

– Коронавирус показал, что лучше своего бассейна ничего нет. Весной все спортивные учреждения были закрыты, поэтому владельцы собственных домов выиграли. Все сидели дома, нужно было чем-то себя занимать. Я считаю, что самый идеальный вариант – иметь два бассейна: один — под открытым небом, чтобы можно было поплавать, купаясь и в солнечных лучах, а другой – закрытый, который не зависит от погоды и прочих внешних факторов.

— Ваш бизнес в пандемию пострадал?

— Сперва мы тоже сидели дома. Потом нам разрешили работать. Несмотря на то, что стройка ожила, заказов стало значительно меньше. Но были и противоположные случаи: до пандемии бассейн был «заморожен», а в период самоизоляции просили ввести объект в эксплуатацию. В целом же, неопределенность пугала людей, они боялись вкладывать деньги. Выжить помог большой складской запас. Мы продавали остатки, что помогло нам заработать. Также поддержало государство: решились вопросы с зарплатным фондом.

Регина САХАПОВА

Ранее в рубрике: