Эксперт сувенирной продукции о том, что происходит в канун праздника
Коронавирус поистине по-королевски внес свои правки во все ниши бизнеса. Не забыл он и про мир сувенирной продукции. Руководитель компании «Параграф-М» Мария Колено рассказала, почему в этот Новый год заказчики экономят на корпоративных подарках.
– Этот сезон особенный?
– За 20 лет работы я впервые столкнулась с такой ситуацией на рынке. Летом практически все клиенты начали перекраивать бюджет, сокращая статьи расходов. Если одни решили сэкономить на подарках к Новому году, другие вовсе от них отказались. Правда, ближе к зиме последние пересмотрели свои категоричные позиции.
– Почему вдруг передумали?
– Кризис кризисом, но праздники никто не отменял: поздравить бизнес-партнеров, коллег, клиентов нужно. Только если раньше заказы делали заранее, начиная с конца лета, в этом году все тянули до последнего. Люди находились в неопределенности, под каким-то психологическим прессом, опасаясь лишних расходов. Зато потом массой повалили заказы. Мы с трудом успеваем оформлять заявки. Пришлось забыть про выходные, работаем в режиме 24/7. Самое ужасное, к такому объему оказались не готовы поставщики.
– Нет товара в наличии?
– Производители заранее делают расчеты, опираясь на предварительные заказы. Это разгружает производственный процесс. В этом сезоне осень прошла в вялотекущем режиме. Зато сейчас все заказчики словно с цепи сорвались, начали сметать с полок все подряд. Одни и те же позиции бронируют контрагенты с разных точек страны. Системы дают сбой, в итоге, резервы слетают, кто-то остается без забронированных товаров. Приходится выкручиваться, объяснять, почему не можем продать, начинаем предлагать заказчикам аналогичные варианты. Еще нашли лазейку: скупаем остатки у разных контрагентов, что крайне неудобно: лишний документооборот, неодинаковые закупочные цены. Практически у всех производителей новогодние наборы в ограниченном количестве, никто не хочет просидеть с тематическим товаром до следующего сезона. Поэтому между покупателями развернулась настоящая война за резервы.
– Поставщики злоупотребляют этим?
– Некоторые даже очень. В среднем, перед Новым годом происходит традиционное повышение цен от 10 до 20%. В этом же сезоне некоторые компании взвинтили до 50%. К такому скачку никто не был готов. Как правило, мы заранее обговариваем с клиентами не только позиции, но и общую цену поставки. Как за две недели до предполагаемого дня поставки заказа объяснить заказчику, что цена повышается в 1,5 раза? Некоторые, конечно, соглашаются, относятся с пониманием. Но часть клиентов считает, что именно ты ведешь недобросовестную политику. Выходит, ты подвел, вряд ли они обратятся к тебе в следующий раз. Чтобы сохранить клиентскую базу, иногда идем на крайние шаги – берем непредвиденные расходы на себя. В итоге, не просто не зарабатываем, но и действуем себе в убыток.
– А что касается непосредственно подарков, что популярно?
– Коронавирус и здесь ввел свои правила. Люди начали скупать все, что уничтожает микробы, помогает в профилактике: средства индивидуальной защиты (маски, перчатки, антисептики), диффузоры, стерилизаторы для мобильных устройств и мелочей. Кто бы мог подумать, что многоразовая маска с логотипом компании станет корпоративным подарком! Приветствуются красиво упакованные наборы СИЗ. Парадокс, но в этом сегменте подарков покупатели не особо ориентируются на цены. Главное для них – назначение.
– Ну а кроме антиковидных презентов…
– По-прежнему востребованы медовые наборы, сырные. Люди любят дарить посуду, сувениры. В особенности, предпочитают товары с символом года. Заказывают бизнес- сувениры, предметы интерьера. Но в этом сезоне цена имеет особо весомое значение. Люди хотят, чтобы подарки были объемные, «насыщенные», но дешевые. Если в том году нижний ценз был порядка 800 рублей, в этом он опустился до отметки в 500. Приходится изощряться, чтобы хоть что-то предложить клиенту в условиях, когда производители взвинчивают закупочные цены. Покупатели чаще заказывают брендированную продукцию. Но если раньше предпочитали тампопечать, вышивку, лазерную гравировку, сейчас выбирают более бюджетные способы нанесения логотипа.
– А что касается VIP- подарков?
– Хоть объем заказов и уменьшился, они имеют место быть. Топ- менеджеры, известные бизнесмены, руководители крупных предприятий не дарят друг другу обычные наборы из разряда ручка/ блокнот. Это не просто подарки, это некая демонстрация уважительного отношения к деловому партнеру. Люди подчеркивают, что доверяют друг другу. Поэтому любой VIP- презент имеет определенный смысл. Также особенности имеют подарки для зарубежных бизнес-партнеров. Некоторые из них могут оскорбить человека, нанести вред деловому сотрудничеству. Так, дурным тоном будет подарочный набор с алкоголем (пусть даже он будет элитным) контрагенту из мусульманских стран и т.д.
– А что дарят друг другу успешные бизнесмены?
– Ценится ручная работа. Мы сотрудничаем с именитыми ювелирами, кондитерами, кутюрье, которые готовят эксклюзивную продукцию по индивидуальному заказу. Главное, чтобы подарок не имел аналогов. К примеру, не так давно для руководителя нефтяной промышленности подготовили необычный презент – бонсай. Миниатюрному дереву более 30 лет. Их умеют выращивать только специально обученные мастера, которых в России можно пересчитать на пальцах. Как правило, такие деревья представлены только на выставках, в свободной продаже их нет. Емкость поместили на «глазурную» плошку ручной работы, на ней расположили фигурку «мастера». Также к комплекту приложили инструменты в оригинальной упаковке. Подарок поместили в коробку, обтянутую шелком с изображением драконов. Именинник увлекается восточной культурой, поэтому высоко оценил презент.
– Как Вы считаете, когда восстановится рынок сувенирной продукции?
– Если коронавирус отступит, бизнес вновь начнет расцветать, предприниматели вернут прежние позиции. Вот тогда-то и вернутся традиции обмениваться подарками по датам и без. Считаю, что и мы начнем работать в обычном режиме.
Ольга ИВАНОВА