Владелец компании «Весна» Радик Сафин: «Я сам человек позитивный и бизнес открыл соответствующий»

22.05.2020 в 12:42

Думаете, цветочный бизнес процветает только в Голландии?! Ошибаетесь. Челнинский предприниматель Радик Сафин со своей сестрой основал крупную компанию, географически охватив не только наш, но и соседние регионы.

 — Радик, вы выбрали капризный товар…

– Очень. Это и заставляет проявлять в бизнесе гибкость и оперативность. У нас нет времени складировать товар, а потом думать, как его реализовать. Стандартная схема «купи-продай» тоже не подходит. Многим кажется, что принял товар, раздал и свободен. Это не так! Нужно просчитывать на несколько шагов вперед, действовать быстро. Я сам человек позитивный и бизнес открыл соответствующий:  цветы сами по себе очень удивительные, приносят радость людям. И не важно, какие — в горшочках или букеты. Главное, люди принимают их с улыбкой. А для меня очень важны эти эмоции.

 – Но все же, почему начали с цветов, а не с машин или недвижимости?

– Я случайно пришел в этот бизнес. Сестра училась на биолого-почвенном факультете. С вуза была направлена на предприятие, которое занималось оптовой продажей цветов. В то время компания набирала менеджеров. Так на работу устроился и я. С сестрой начали работать вместе. А через пару лет решили открыть свое дело.

– Говорят, с родными и друзьями в бизнесе лучше дела не иметь.

– Не наш случай. У нас даже нет жесткого распределения в обязанностях. Мы все делаем вместе, в том числе, посещаем международные выставки. В работе дополняем друг друга, поэтому о конфликтах, каких-то дележах не может быть и речи.

 – В отличие от сестры у вас нет специализированного образования. Это не препятствие для успешной работы?

– Абсолютно. Если человек не глупый, имеет характер, он и со школьным образованием сможет горы свернуть, достичь высот. Люди, которые довольствуются только тем, что есть, и плывут по течению, вряд ли смогут вести бизнес. По натуре я трудяга, работы не стыжусь: был и грузчиком, и продавцом. Важно иметь цель и идти к ней.

 – Мы узнали, что вы занимаете 44-е место в рейтинге генеральных директоров по версии «ГД Рейтинг».

– Удивлен. Я знаком с другим рейтингом: вхожу в десятку предпринимателей Татарстана по уровню налоговых сборов. Друзья смеются надо мной: «Это антирейтинг, не умеешь убегать от налогов!».

 – Коронавирус ударил по вашему бизнесу?

– Этой весной бизнес просел на 80%. Государство нас никак не поддержало. С точки зрения законодательства мы не относимся к числу предпринимателей, пострадавших от кризиса. Цветы – это товар не первой необходимости, в условиях пандемии расходы людей распределяются иначе. Но в отличие от многих компаний, которые перестали мелькать на рынке, мы держимся. Кризис заставил адаптироваться к новым условиям. Мы плавно переходим на местного производителя, все реже привозим товар из других стран.

– Не задумываетесь о собственном производстве?

– Выращивание цветов – это далеко не быстрый источник доходов. Из-за сурового климата в нашем регионе нужно постоянно отапливать теплицы, а это энергозатратно. Местным предпринимателям легче, дешевле и быстрее выращивать огурцы, нежели цветы. Тем не менее, вопрос о собственном производстве возникал. Но новый бизнес требует больших вложений и сил. Времени и ресурсов для этого пока нет. Но зато заключили договор с Нижнекамской компанией. Заказываем из Голландии луковицы, они выращивают для нас цветы в определенном количестве. А вот в Тукаевском районе нет предпринимателей, которые производят цветы в больших объемах.

 – Кто ваш покупатель?

– Мы занимаемся только оптовой продажей, работаем как с крупными торговыми сетями, так и с небольшими компаниями. У нас даже нет рекламы, работает только сарафанное радио. Кому надо, сам нас находят. География бизнеса достаточно широкая: города как нашей республики, так и соседних регионов (Чувашии, Удмуртии, Башкортостана…). У нас еженедельные поставки. К счастью, логистика налажена: сотрудничаем с крупными транспортными компаниями. Самолеты напрямую поставляют товар из Голландии, что позволяет работать быстро.

 – А 8 Марта для вас ключевой праздник?

– Как ни странно, но нет. Наблюдается тенденция – все реже в этот день дарят цветы, отдают предпочтение другим подаркам. Наш сезон – это весна, пик – май. Начинаются дачи, огороды, посевной сезон, ландшафтные работы. Хорошо раскупаются рассада, однолетние цветы.

– А какой товар пользуется наибольшим спросом?

– До кризиса – горшочные цветы, а сейчас на первое место вырвались срезанные. Татарстан имеет свою специфику: здесь не заходит желтый, любят в основном красное, розовое. Я за свою жизнь много цветов повидал, причем редких сортов, посетил не одну выставку. Но даже в нашем регионе есть продавцы, которые специализируются исключительно на экзотических цветах. Мы ориентируемся, в первую очередь, на спрос, поэтому возим то, что нравится людям.

 – Как мы узнали, у вас при достаточно романтичном бизнесе, экстремальное хобби.

– Да, я всерьез увлекся парашютным спортом. На моем счету 705 прыжков. Это неповторимые эмоции, которые научили меня по-другому относиться к жизни, по-другому на нее смотреть, ценить каждый миг и получать большее удовольствие. Постепенно приобщаю к спорту родных, друзей. Даже маму уговариваю. Но она в свои 64 года боится рисковать (смеется).

– О чем вы мечтаете?

– Хочу стать инструктором, прививать спорт детям, взрослым. Еще делиться с людьми эмоциями. Я прыгал в разных странах, видел разное небо, участвовал в массовых прыжках. И пришел к выводу – важно не где прыгать, а с кем.

Регина САХАПОВА

Ранее в рубрике: