Ильдар Ситдиков: «Ягоды очень востребованы в коронавирусный год»

03.12.2020 в 14:17

 

Интервью с владельцем одного из первых в Татарстане
и крупнейших в России плодовых хозяйств.

Ильдар Ситдиков в числе первых открыл в Татарстане одно из крупнейших ягодных хозяйств. На сегодня это 65 га смородины, 13 га клубники и 8 га малины. В сезон ежедневно снимают сотни тонн урожая. Что происходит с бизнесом зимой, почему не сотрудничают с федеральными продуктовыми сетями – обо всем этом в эксклюзивном интервью.

– «Ягодная долина» очень молодая, но уже известная за пределами республики. Как Вам удалось достичь такого успеха?

– Я начал работать фермером в 2012 году. В 2015­м решился на более крупный проект – «Ягодную долину».  Руководство республики нас всецело поддержало.  Министерство сельского хозяйства и продовольствия совместно с нашим хозяйством разработало программу по развитию плодово­ягодной отрасли в Татарстане. Согласно положениям, часть расходов субсидировалось за счет средств из республиканского бюджета. К примеру, республика компенсировала расходы на полив, приобретение многолетних насаждений (смородина, клубника) в размере до 70%.  Субсидия на установку тоннелей для парников составляет 50%. Благодаря поддержке республики мы добились цен на продукцию в 2,5 раза ниже, чем на импортные аналоги, причем, без потери качества.

– Почему эта геолокация?

– «Ягодная долина» находится в селе Ямаш Альметьевского района. Местность подкупила природным рельефом:  со всех сторон словно стены крепости огораживают живописные холмы. Здесь есть святой источник, которому более 300 лет. Мы решили, что это лучшее место для ведения бизнеса. Так был дан старт истории плодово­ягодной отрасли юго­востока Татарстана.

– Вы сразу знали, что и как делать?

– Некоторых результатов добились путем проб и ошибок. Главная из ошибок – большая площадь. Не зная тонкостей и особенностей сферы, мы сразу начали с 20 га. Первые четыре сезона потратили, чтобы подобрать правильные сорта ягод, нужные удобрения. Под каждый сорт выделили по 1 га. Когда убедились, какие из сортов самые лучшие, начали именно их высаживать в открытый грунт, что помогло нам добиться высокой урожайности. В 2019 году собрали 16,5 т, в 2020­м – 24 т.

– Есть основные каналы реализации продукции?

– Честно говоря, не знаем, как спрятаться от крупных заказчиков. Нашу ягоду любят, поставляем оптовым и розничным клиентам. Могли бы и до 20 т в день продавать, спрос есть, высокий. Надеюсь, сможем выйти и на такие объемы. А пока даже не используем все возможные способы реализации ягод. К примеру, есть предварительные договоренности с федеральными продуктовыми сетями. Но сотрудничество имеет много особенностей: товар нужно привозить в распределительные центры, необходимо участвовать в тендерах. Это сопровождается сложным документооборотом, отнимает много времени. Пока нам это не интересно, в сезон и без них аврал, заказчиков очень много.

– Погода часто вставляет палки в колеса?

– Эта одна из крупнейших преград при ведении бизнеса. Заморозки, природные аномалии, температурные рекорды по морозам и жаре – много особенностей климата в нашем регионе. Но бороться с природой бесполезно. Если клубнику в теплице еще можно защитить, то ягоды, посаженные на грунте не спасешь ни от холодов, ни от палящего солнца. Приходится подчиняться природе, ждать, пока погода нормализуется. В сезон дождей перебрасываем все силы в теплицы. Когда земля просыхает, стараемся сразу собрать клубнику на грунте, пока она не начала гнить.

– Зимой бизнес засыпает?

– Несмотря на то, что лето в регионе короткое, успеваем заработать. В первых числах апреля приступаем к работе: высаживаем саженцы в теплицах. Трудимся до второй половины ноября: клубнику закрываем соломой, с теплиц убираем пленку. Летом, в самый пик, наш штат значительно «раздувается»: принимаем на временную работу порядка 200 человек. По пять бригад работают поочередно, начиная с 4 утра. Мы бесплатно предоставляем им комфортабельные общежития, также полностью берем на себя транспортные расходы: вахта ежедневно привозит/отвозит людей в город. Но зимой тоже не скучаем, делаем то, на что не было времени летом: убираем территорию, ремонтируем технику. В некоторых странах выращивают клубнику и зимой. Теоретически, можно выращивать ее в теплицах и у нас, но нерентабельно.

– Почему, как за рубежом, не используете вертикальные грядки?

– У нас ягоды растут в открытом грунте и теплицах. Технология выращивания клубники очень дорогая. Только на рассаду, полив, пленку тратим порядка 2 млн. Если посчитать теплицу, это еще 4 млн. Итого на 1 га уходит порядка 6 млн рублей. С вертикальными грядками выйдем за отметку в
10 млн рублей. Экономически считаю, что для нашей компании неприменимо. Но в Татарстане используют грядки, не вертикальные, конечно, а горизонтальные. Также коллеги по цеху применяют подвесные лотки – это обычная тепличная технология.

– Какие планы на следующее лето?

– Мы хотим выйти на больший объем – собрать за сезон 30 т клубники с 1 га. Под лучшие сорта ягод дополнительно выделим еще 10 га. В наших планах увеличить масштабы, хотим, чтобы урожайность была на уровне мировых стандартов. Также хотим взяться за продажу замороженных ягод, думаем, начнем с оптовых поставок черной смородины. В прошлом сезоне мало внимания уделили малине. В следующем году ее будет в разы больше: высадили на 1 га в теплице и открытом грунте. Также расширим ассортимент ежевикой и крыжовником. Предполагаем, что это будет самосбор. Ну и конечно, как и раньше, помимо ягод будем продавать саженцы. Просим поддержать нас, отечественных производителей! Ждем в качестве покупателей и на сезонные работы. Всегда вам рады!

Ранее в рубрике: